Главные члены предложения

Тема: Главные члены предложения

Цели:

  • обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы их выражения
  • закрепить умение применять при письме правило определения грамматической основы, развивать логическое мышление через постановку проблемных вопросов, требующих анализа и синтеза; развивать и воспитывать умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи, совершенствовать коммуникативные навыки;
  • способствовать выявлению качества говорить правду, видеть хорошее в других, воспитывать любознательность, любовь к  предмету русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; опорные таблицы и конспекты, карточки-информаторы, карточки с  заданиями, вмдеоролик

Ход урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности, создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха, деление на группы.  Принцип психологической комфортности. Приветственное слово преподавателя:

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся  подарками судьбы.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Пусть подарками станут хорошие оценки на уроке и осенний букет. Выберите один из осенних листьев и присаживайтесь на свои места по группам. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

  1. II. Обобщение ранее изученного.

Разноцветные листья закружили в воздухе. Назовите словосочетания: со способом управление, со способом согласование.

– Чем предложение отличается от словосочетания?

На каком слове надо сделать логическое ударение, чтобы обратить внимание на то,

что закружило в воздухе

что сделали  листья в воздухе

какие листья закружили в воздухе

где листья закружили

–  Скажите, без чего предложение не может существовать?

–  Отгадайте, о чём идет речь: Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?

–  Правильно, это подлежащее. Назовите грамматическую основу предложения.

III. Постановка учебной задачи. – Сформулируйте тему урока.

Главные члены предложения. Запишите число и тему урока.   Исходя из темы  урока, сформулируйте  цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

  1. I  Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний.
  2. Прочитать самостоятельно теоретический материал

Определение критерий оценивания.

– активное участие в течение урока

– умение работать в группе

– правильность ответов

– умение анализировать, обобщать и излагать материал

  1. Коллективная работа. Работа по теоретическому материалу. Составление и защита кластеров. «Подлежащее». «Сказуемое». «Типы сказуемого».
  2. Игра «ДАНЕТКА»
  • Подлежащее – главный член предложения.
  • Сказуемое – второстепенный член предложения.
  • Грамматическая основа – это подлежащее и дополнение.
  • Сказуемое говорит, что делает предмет.
  • Подлежащее чаще всего выражается существительным.
  • В предложении могут быть только два главных члена.
  • Подлежащее отвечает на вопрос Что?
  • Сказуемое чаще всего выражается глаголом.
  • Сказуемое делится на простое и составное.
  1. Закрепление изученного материала

– Как найти главные члены предложения? Разноцветные листья закружили в воздухе

– Прочитайте предложение без первого слова. Про что мы не смогли узнать?

Нравится вам такое предложение?   Теперь без второго слова прочитайте. Правильное предложение? Как мы будем находить главные члены предложения?

Построим алгоритм (эталон) нахождения главных  членов предложения

– О чем  говорится в предложении?  Задайте вопрос к слову листья.
– Главный член предложения, отвечающий на вопрос что? или кто? называется подлежащее,    подчеркивается одной чертой, подчеркните подлежащее.
– Что говорится о листьях?
– Задайте вопрос к слову закружили:  листья  что сделали?
– Главный член предложения, отвечающий на вопрос: что делать? называется   сказуемое, подчёркивается двумя чертами, подчеркните сказуемое.
– Какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое?

Вывод:
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них  заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.
– Запишите в тетрадях.

  1. Работа в группах. Выведение алгоритма нахождения главных членов предложения

Алгоритм нахождения главных членов предложения
1. Прочитать внимательно предложение.

  1. Найти, о ком или о чем говорится в предложении.
  2. Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?
  3. Подчеркнуть одной чертой.
  4. Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.
  5. Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.
  6. Подчеркнуть его двумя чертами.
  7. Прочитать грамматическую основу
  8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в парах.

 Выписывают грамматические основы предложений.

 Работают в парах, проверяют друг друга.

–  Давайте попробуем применить новое знание при работе в парах. Возьмите карточки с предложениями. Найдите главные члены  предложения по  алгоритму.
 Жители острова подарили лётчику медвежонка.  

В Москву    Фомка   был отправлен  на самолёте.

Экипаж  самолёта  смог сколотить  для  Фомки ящик.

Медвежонок благополучно  долетел   до   Москвы.

 

– Кто выполнил работу безошибочно? У кого возникли затруднения?   Что вы пожелаете себе?

  1. Работа по тексту. Реалистическое творчество Абая своими корнями уходит вглубь народной жизни и народного искусства. Беречь и сохранять бессмертное наследие Абая – святой долг нашего народа. В 2020г.казахстанцы отметят 175-летний юбилей великого сына казахской степи Абая

 

Великий Абай.

Абай — поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы. Сегодня мы поражаемся универсальности его творческого гения. Кроме родного языка он знал арабский, персидский и русский языки.

Как мог человек, не получивший фундаментального академического образования на столетие вперед определить духовный, культурный, нравственный облик нации, заложить основы казахского литературного языка и письменной литературы, с редкостной проницательностью угадать и мастерски запечатлеть ускользающий национальный психотип, не потеряв при этом актуальности и злободневности для своих потомков?

Творческое наследие Абая относительно невелико.  170 стихотворений, многие из которых он сам же переложил на музыку, 56 переводов, несколько поэм, да томик прозаических «Слов назидания». Но в нем обрели свое воплощение все грани казахской души: ее тонкий лиризм, ее сомнения и отчаянные искания, ее горький сарказм и всепобеждающая вера в созидательный потенциал своего народа.

Абай максимально сблизил казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их  доступными и понятными для соплеменников. Стихи и песни его донесли до наших дней то лучшее, что создал талантливый казахский народ.

Абай был не только творцом казахского литературного языка, но и тем человеком, который открыл для казахов русскую культуру. Он считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний. Абай перевел на казахский язык около 50 произведений великих русских литераторов. Это был человек, внесший огромный вклад в становление духовного взаимодействия между казахским и русским народом.

Абай – сын своего века, является и нашим современником.

 

  1. Словарная работа: облик, запечатлеть, психотип, отчаянный, сарказм, потенциал, творец
  2. Работа в малых группах: Задающий вопросы – пояснение- обобщение –предсказание

Распределяются роли членов группы.

  1. Работа у доски. Вставьте пропущенные слова. Назовите ГО предложения
  • Абай _______________ казахскую и русскую культуру.
  • ________ был творцом казахского литературного языка.
  • Он ____________ огромный вклад в духовное взаимодействие  между народами.
  • ___________ –   великий   _____________  своего века.
  1. 4. Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Назовите грамматическую основу.
  • Абай внес огромный вклад в духовное взаимодействие народов.
  • Абай учился в медресе и русской школе.
  • Абай – основоположник казахской письменной литературы.
  • Он родился в семипалатинской области.
  • На формирование его мировоззрения оказали влияние поэты и учёные Востока.
  1. 5. Стратегия «Синквейн»
  2. Существительное _________
  3. Прилагательное __________ , _________
  4. Глагол _________, ________ ,   __________
  5. Фраза _____ _______ _______    _______  .
  6. Синоним _________
  7. VI. Рефлексия деятельности. Распределение по «островам»

– Оцените свою (другого студента)  работу на уроке согласно критериям

Выставление оценок.
9.  Подведение итогов работы.

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто?~ что? Подлежащее обычно выражается существительным или местоимением в именительном падеже. В предложении подчёркивается сплошной чертой. Например:

Рыбалка (что?) удалась на славу.

Что?~ рыбалка. Это подлежащее. Выражено существительным в именительном падеже.

Мы (кто?) ездили на экскурсию в город Пушкин.

Кто?~ мы. Это подлежащее. Выражено существительным в именительном падеже.

Сказуемое — это главный член предложения, который соотносится с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что предмет такое? кто он такой?  что происходит? Сказуемое выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено также существительными и прилагательными. В предложении подчёркивается двумя сплошными чертами. Например:  Мы живём на самой прекрасной Родине.

Кто?~ мы. Это подлежащее. Мы что делаем?~ живём. Это сказуемое. Выражено глаголом.

Наша находка удивительна.Что?~ находка. Это подлежащее.Находка какова?~ прекрасна. Это сказуемое. Выражено прилагательным.

Хлеб – всему голова.Что?~ хлеб. Это подлежащее.Хлеб что он такоеголова. Это сказуемое. Выражено существительным.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, между ними ставится тире. Если в составе сказуемого есть слово это, ~тире ставится перед ним. Например:

 Книга  источник знаний.

Что?~ книга. Это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже.

Книга что такое?~ источник. Это сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Весна  это чудесная пора года.

Что?~ весна. Это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже.

Весна  что такое?~ пора. Это сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире перед словом это.

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен; Он был больным; Он был ранен; Он пришёл первым.

 

 

 

 

Великий Абай.

Абай — поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы. Сегодня мы поражаемся универсальности его творческого гения. Кроме родного языка он знал арабский, персидский и русский языки.

Как мог человек, не получивший фундаментального академического образования на столетие вперед определить духовный, культурный, нравственный облик нации, заложить основы казахского литературного языка и письменной литературы, с редкостной проницательностью угадать и мастерски запечатлеть ускользающий национальный психотип, не потеряв при этом актуальности и злободневности для своих потомков?

Творческое наследие Абая относительно невелико.  170 стихотворений, многие из которых он сам же переложил на музыку, 56 переводов, несколько поэм, да томик прозаических «Слов назидания». Но в нем обрели свое воплощение все грани казахской души: ее тонкий лиризм, ее сомнения и отчаянные искания, ее горький сарказм и всепобеждающая вера в созидательный потенциал своего народа.

Абай максимально сблизил казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их  доступными и понятными для соплеменников. Стихи и песни его донесли до наших дней то лучшее, что создал талантливый казахский народ.

Абай был не только творцом казахского литературного языка, но и тем человеком, который открыл для казахов русскую культуру. Он считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний. Абай перевел на казахский язык около 50 произведений великих русских литераторов. Это был человек, внесший огромный вклад в становление духовного взаимодействия между казахским и русским народом.

Абай – сын своего века, является и нашим современником.

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Облик- внешний вид, наружность кого-либо;

Проницательность – способность глубокого и быстрого понимания;

Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;

Психотип- тип личности;

Отчаянный – чрезвычайный по силе своего проявления;

Сарказм – язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку;

Потенциал – степень возможного проявления

какого-либо действия;

Творец – создатель

 

 

 

 

Задающий вопрос

 

Задайте 3 поверхностных вопросов и 3 глубоких по тексту.

Ответ на поверхностный вопрос может быть найден прямо в тексте.

Глубокие вопросы могут иметь несколько ответов. Члены группы должны изучить информацию в тексте и прийти к нескольким хорошо продуманным ответам

 

Задающий вопрос

– Мой вопрос …..

-Мой глубокий вопрос ……

 

 

Предсказание

Расскажите вашей группе о том, что, по вашему мнению, произойдет дальше, что вы узнаете…

В качестве доказательств, могут включать идеи, раскрытые в тексте или информацию, которую получили из предыдущего опыта.

Члены группы соглашаются или не соглашаются с вашими предсказаниями и представляют свои доказательства.

Предсказатель

Мое предсказание …

Мои доказательства….

Попросите членов группы согласиться или не согласиться  с вашими предсказаниями и представить свои доказательства

 

 

Обобщение

 

Перескажите текст своими словами.

Объясните то, что вы прочли 2-3 предложениями и ли проиллюстрируйте текст и дайте название. Члены группы будут добавлять информацию или идеи, которые, по их мнению, должны быть включены в обобщение.

 

Обобщающий

 

– Вот мое обобщение самой важной информации ….

 

Попросите членов группы дополнить своими идеями

 

 

 

Пояснение

Во-первых, попросите группу помочь вам пояснить слова, которые вы не совсем поняли.

Затем спросите у группы, нужно ли им пояснить какие-либо слова или идеи.

Члены группы должны обсуждать и работать вместе, чтобы определить незнакомые слова или идеи.

 

Пояснитель

 

Мне необходимо прояснить ….

Что вам еще не понятно?

Обсудите слова и идеи, которые необходимо пояснить вашей группе

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *