«Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
«Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Цель: Формирование развития и обогащения словарного запаса в ходе формирования, представлений, знаний об окружающем мире, употреблять простые и сложные предложения. Помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики» и положительно оценить ее. Развитие физических качеств и основ здорового образа жизни у детей.
Задачи:
Образовательные:
– Совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу.
– Организовать процесс для активизации и обогащения словарного запаса детей. – Организовать процесс для умения произносить предложения с разными оттенками интонации.
Развивающие: – Создать условия для развития мышления, творческого воображения, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую, звуковую культуру речи.
Воспитательные:
– Воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки, прививать любовь к народному творчеству.
– Создать условия для воспитания аккуратности при работе с пластилином.
Методические приемы:
- Наглядный – демонстрация слайда, рассматривание иллюстраций к сказке.
- Словесный – беседа, чтение и пересказ сказки, словарная работа.
- Игровой – игра «Говорящая мимика», сюрпризный момент, помощь сказочному герою.
- Практический – пластилинография «Яблоко».
Словарная работа:
« Колодец» – это вырытая узкая глубокая яма, для добывания подпочвенных грунтовых вод.
«Колода» – это бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
«Наперсток» – это колпачок, надеваемый на палец при шитье, для предохранения пальцев от уколов иголкой.
« Схоронилась» – спряталась, укрылась
« Водоносы» – носят воду
Предварительная работа:
Чтение РНС, беседа по прочитанным сказкам, обыгрывание игр .
Материал и оборудование:
сундучок, иллюстрации к сказкам, проектор, мнемотаблица, заяц- игрушка, заготовки яблок на каждого ребенка, пластилин, мольберт, раскраски на каждого ребёнка.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I часть. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте поздороваемся «Утренним приветствием».
Скажем здравствуйте руками,
Скажем здравствуйте глазами,
Скажем здравствуйте мы ртом,
Станет веселей кругом.
Воспитатель: Дети, сегодня я приглашаю вас в сказку. Но что бы нам в нее
попасть надо успокоиться и настроится. Я предлагаю лечь на коврик.
Упражнение на расслабление: «Спинка отдыхает»
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая,
А могла бы быть кривая.
-Потихонечку встаём. А теперь, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг
другу и настроимся на занятие.
- Основная часть
Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой.
Что за странный звук?
Ой, дети, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.
Дети, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.
А чтобы попасть в сказку, надо чётко повторять за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,
Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги.
-Вот дети мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее. Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
Рассказывание сказки. Слайд
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка- клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Воспитатель: – А теперь поясним словарные слова. Внимание на экран.
« Колодец» – это вырытая глубокая яма, для добывания подпочвенных и грунтовых вод.
«Колода» – это бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
«Наперсток» – это колпачок, надеваемый на палец при шитье, для предохранения пальцев от уколов иголкой.
«Схоронилась» – спряталась, укрылась
«Водоносы» – носят воду
Беседа по содержанию.
Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)
Воспитатель: – Как вы понимаете название сказки? Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза. Это мимика – движение лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду.
Воспитатель предлагает упражнение: «Говорящая мимика».
Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
Дети встают и показывают мимику лица
Воспитатель: -А теперь дети, давайте разберёмся, кто и чего в этой сказке испугался.
-Как называли бабушку? (старушка)
-Как называли внучку? (хохотушка)
-Как называли курочку? (клохтушка)
-Как называли мышку? (норушка)
-Куда они ходили каждый день?
-С чем они ходили за водой?
-Какие вёдра были у героев? (большие, поменьше, с огурчик, с напёрсток)
-Откуда брали воду герои? (из колодца, из колоды, из лужицы, поросячьего следа)
-Дети, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (водоносы)
-В этот день донесли водоносы воду?
-Кто им помешал?
-Где он сидел?
-Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам).
-Что произошло с водоносами?
-Куда спряталась бабушка? (на лавку)
-Куда спряталась внучка? (за бабушку)
-Куда взлетела курочка? (на печку)
-Куда спряталась мышка? (под печку)
-Кто со страху померещился бабушке? (медведище)
-Почему в сказке сказано медведище?
-Кто привиделся внучке? (волк)
-Кто показался курочке? (лиса)
-Кто привиделся мышке? (котище)
-Что произошло с зайчиком?
-Кто привиделся зайчику?
-Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят)
Физкультминутка
3.Закрепление
Повторное рассказывание с установкой на запоминание, закрепление.
Пересказ сказки с использованием мнемотаблицы.
Воспитатель: А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку . Пересказ сказки, ребёнком с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: – Молодец.
Воспитатель: – А сейчас подойдите к столам. Мы с вами сделаем яблоко и подарим зайчику, чтобы оно больше не упало и не испугало его. У вас на столах лежат заготовки с контуром яблока, давайте украсим его в технике «пластилинография».
Пластилинография «Яблоко».
Дети самостоятельно работают под музыку.
Воспитатель: – Молодцы, ребята, зайцу очень понравились ваши яблоки. Он вас благодарит.
(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)
Ой, дети, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.
Вот сундук.
А что внутри?
Если хочешь
Посмотри!
Посмотрите детишки
А в сундучке – угощения!
Спасибо тебе большое!
4 Подведение итогов
Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:
«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
Воспитатель: – С какой русской народной сказкой мы познакомились? («У страха глаза велики»)
Понравилась вам дети сказка?
Чему вас научила эта сказка?
Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и
преодолеть страх.
Кто к нам приходил? ( зайчик)
На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо за внимание!
А я , раздам вам угощения зайчика.