Эффективность познавательных уроков русского языка и литературы по развитию речи.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека. Русский писатель Ю.Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы».
К.Д.Ушинский противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.
Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе игрового общения старших детей создается коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра – превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время урока, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая оставляет удовольствие и имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью.
Каждая игра включает в себе несколько элементов, а именно: задачу, содержание, правила и игровые моменты. Это может быть ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета. В творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил. Можно группировать и так:
Игры-предложения. «Что было бы?..» или «Что бы я сделал…?» и др. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Детям нравятся игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.
Фонетические игры:
1. «Какой звук я задумал?» (игра-загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречаются один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
2. «Назови слово» (игра с предметом). Ведущий бросает участникам игры мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
На уроке по лексике на тему: «Многозначные слова» можно провести игру «Кто идет?». Называют предмет, человека или животного и произношу слово идет. если предмет действительно ходит, дети поднимают руки, если нет – руки не поднимают. Выигрывает та команда , которая меньше сделала ошибок (часы, трамвай, мяч, книга, кошка, девочка)
Игра «Наоборот». Подбери антонимы. Высоко – .., далеко – …, потолок – .., потерял – .., трус – .., начало – …
На уроке развития речи в 5 классе «Птицы – наши друзья» можно провести игру «Животный мир». Ведущий говорит: «Птица, рыба, животное», – потом бросает мяч и говорит только одно из этих слов. Ученик должен назвать птицу, рыбу или животное и отдать мяч. Если он не выполнит задание, то отдает фант.
В процессе работы занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке.
Фундамент грамотности закладывается в начальных и пятых, шестых классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом. надо, чтобы каждый урок, каждая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.