Основы обучения русскому языку и литературе в рамках обновленного содержания образования.
Русский язык как средство межнационального общения и как официальный язык Республики Казахстан занимает одно из ведущих положений. Функционирующее в обществе казахско-русское двуязычие играет позитивную роль в процессе овладения русским языком учащимися казахской школы. Изучение языка помогает ученикам приспособиться к изменениям на мировом уровне, понять языковые ценности и по-новому взглянуть на окружающую его жизнь.
И мы, учителя второго языка, в данном случае русского языка в классах с казахским языком обучения, должны привить детям важность изучения языков. Понимание, уважение к русскому языку, удовольствие от чтения художественной, научной литературы и материалов СМИ будет способствовать приобретению более глубоких знаний и навыков мышления, а также критическому и творческому выражению. Улучшение когнитивных навыков благодаря изучению русского языка позволит учащимся открыть для себя богатый мир знаний.
Сегодня речевая культура испытывает значительные изменения. Среди них мы можем выделить такие положительные тенденции, как:
расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики;
приближение языка СМИ к потребностям достоверного освещения реальности.
Наряду с этими положительными тенденциями в современной речи получили развитие и отрицательные тенденции:
множество необоснованных заимствований;
бесчисленное количество нововведений;
следование речевой моде;
чрезмерное употребление просторечий, жаргонов, вульгаризмов, обесцененной лексики;
употребление сленгов;
снижение уровня общей культуры и как следствие культуры речи.
Поэтому задача школы, а особенно преподавателей гуманитарных дисциплин, состоит в том, чтобы сохранить национальные языковые и культурные традиции. В среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски, что ведет к снижению уровня языковой компетенции носителей языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию норм языка литературного.
Конечно, мы прекрасно понимаем, что источником формирования речевой культуры школьника в современном мире является не только школа, но и семья, книги, друзья, СМИ, ИНТЕРНЕТ, причем, телевидение и ИНТЕРНЕТ-самое массовое и доступное средство информации, активно влияющие на формирование ценностных установок учащихся, в том числе языка. Следовательно, свою задачу мы видим в том, чтобы научить ребенка не только говорить правильно и отличать правильные в языковом отношении выражения от неправильных, но и использовать языковые средства применительно к контексту и ситуации общения. Учащиеся должны уметь выбрать из всего языкового богатства необходимые по смыслу слова или его формы, соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о чистоте и благозвучии речи. Этому его должен научить педагог.
И цели моей профессиональной деятельностивытекают и согласуются сданными целями ицелями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю.С нового 2016-2017 учебного я веду русский язык в первом классе по обновленной программе обучения.
Педагогические подходы, используемые при обучении предмету Русский язык в казахских классах.
Перед педагогами встала новая дилемма: учащиеся должны научиться учиться и стать самостоятельными, мотивированными, заинтересованными, уверенными, ответственными и интеллектуально развитыми личностями.
Необходимо воспитывать и развивать эти качества у учащихся, используя:
– деятельностный подход в обучении и преподавании (на основе учебной деятельности учащиеся приходят к пониманию необходимости получения новых знаний);
– исследовательский подход (что я знаю, что я хочу узнать, чему я научился);
– развивающее обучение (учащийся овладевает способами действий, учится конструировать свою учебную деятельность и управлять ею);
– мотивирование, поддержка обучения учащихся посредством оценивания для обучения;
– взаимообучение, взаимооценивание учащихся;
– организация индивидуальной, групповой деятельности учащихся и работы всего класса;
– дифференцированное обучение (постановка задач согласно потребностям ученика, через формирующую оценку).
Рекомендуемые стратегии, методы и технологии обучения предмету Русский язык:
– стратегии: самоуправляемая, экспериментальная, критическая, коммуникативная, контекстная;
– технологии: работа в малых группах (команде), кейс-стадии (анализ конкретных ситуаций), ролевые и деловые игры, модульное обучение;
– методы: проблемное обучение, индивидуальное обучение, междисциплинарное обучение, обучение на основе опыта, проектный метод.
Необходимо обратить внимание на постановку четких целей обучения и критериев успеха для измерения успешности и определения последующих шагов в обучении.
При планировании уроков для детей данного возраста обязательными являются: разнообразие видов деятельности, частая их смена; применение технологий и методик обучения, воспитания и развития, ориентированных на результат, создающих атмосферу сотворчества, сотрудничества.
Для оценивания результатов обучения в 1 классе применяется формативное оценивание. Посредством него учитель осуществляет проверку правильности направления обучения, определяет потребности по приданию дополнительной мотивации учащихся, осуществляет оценивание учебных достижений учащихся. Компонентами формативного оценивания являются:
•обеспечение учителем эффективной обратной связи с обучающимися;
•активное участие детей в процессе собственного учения;
•корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания;
•признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу;
•умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Важность предмета Русский язык определяется необходимостью создания условий для развития у учащихсячетырех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма).
Изучение предмета Русский язык способствует:
– формированию навыков слушания, чтения и понимания текста, говорения и письма;
– пополнению словарного запаса коммуникативной лексики русского языка;
– развитию коммуникабельности, диалогической и монологической речи;
– развитию умения работать в паре, в группе, выполнять различные роли (лидера, испол-нителя);
– получению первоначальных знаний о разделах русского языка (лексике, грамматике, орфографии и пунктуации);
– развитию уважения к культуре народов многонационального Казахстана и других стран.
Предмет Русский язык способствует развитию навыков общения, создавая стимулирующую и поддерживающую среду, в которой поощряется и ценится коммуникация в различной форме и где учащиеся уверенно выражают свое мнение.
Существуют ряд заданий, способствующих развитию навыков говорения и слушания , которые отражены и в методическом пособии:
– интервьюирование по заранее составленным вопросам и умение давать правильные ответы;
– понимание устных выступлений и умение отвечать на вопросы;
– составление диалога на заданную тему.
Примеры заданий, способствующих развитию навыка чтения:
– прогнозирование развития событий по началу текста или по заголовку;
– ознакомительное чтение, чтение для выявления сути и деталей, чтение с целью нахождения информации, чтение для удовольствия, чтение для высказывания точки зрения.
Примеры заданий, способствующих развитию навыка письма:
– изложение содержания прослушанного или прочитанного текста, описание впечатлений о просмотренном фильме, прочитанной книге;
– написание небольшого сообщения в виде диаграмм, маркированных рисунков;
– подготовка вопросов для интервью.
Значительное внимание уделяется осуществлению связи с родным языком при обучении русскому языку и считаю эффективным перевод текстов и хоровое проговаривание слов со специфическими русскими звуками. В проговаривании русских звуков большую помощь могут оказать качественная аудиозапись или видеофильмы. Таким образом, тщательный подбор дидактического материала, интересных заданий творческого и поискового характера помогают воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка, развивают творческие способности, формируют умения и навыки учебного труда и потребности самостоятельно пополнять свои знания.
Язык-наше бесценное наследство, с ним мы не расстаёмся на протяжении всей жизни, поэтому нельзя быть безразличным к тому, как мы пользуемся языком, как выражаем свои чувства и мысли, как ценим родное слово. Этому мы должны научить и своих учеников.
Список использованной литературы:
Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2015-2016, 2016-2017 уч.г.
Государственный общеобязательный стандарт начального образования / Приложение к постановлению Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327/
Типовая учебная программа по предмету Русский язык для 1-4 классов уровня начального образования (с нерусским языком обучения) / Приложение 4 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года № 266
Приложение 178 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115/
Методическое пособие к учебнику Русский язык для школ с казахским языком обучения
Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в многонациональной школе. РЯШ.-2007.-№3
Русский язык Орыс тілі в казахстанской школе –республиканский научно-методический журнал -2012 №- 4
Интернет ресурсыhttp://multiurok.ru/http://infourok.ru/