Индивидуализация процесса обучения
Данишева Сания Шагиевна
Почему мы вновь заговорили об индивидуализации обучения? Кажется, эта тема изучена педагогикой глубоко и всесторонне. Необходимость учета индивидуальных возможностей и особенностей ребенка отражена даже в принципе обучения. Но можем ли мы сказать, что в нашей массовой практике существуют и используются реальные механизмы, позволяющие осуществлять индивидуализацию? Наверно нет. Основная причина такого противоречия в том, что длительное время нужны были не личности, а те функции, которые могут исполнять люди. И школа давала знания, умения, навыки, но не уделяла внимания тем неповторимым индивидуальностям, которые сидели за партами. Индивидуализация обучения оставалась только лозунгом.
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения (12-летняя школа). Несомненно, что при личностно-ориентированном обучении на одного из ведущих мест выходит индивидуализация-процесс раскрытия индивидуальности человека в специально-организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессии (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе (на первом месте коммуникативность).
Изменение приоритетов общественного развития в условиях формирования инновационного общества обусловливает смену в образовании научно-технократической парадигмы на личностно-ориентированную, гуманно-культурологическую, где основной ценностью становится сам человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретения опыта эмоционально-ценностных отношений. Это ориентирует образование на создание условий для наиболее полного раскрытия возможностей человека, развитие его интеллектуальных качеств и создание такой образовательной среды, где учащиеся смогут проявить активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению «я».
Многочисленные психологические исследования показали, что если содержание предмета учитель преподносит учащимся не как готовое знание, а как систему познавательных задач, решая которые учащиеся самостоятельно формулирует теоретические положения, то у них формируется внутренняя, достаточно устойчивая мотивация к учению.
Учащиеся различаются не только наклонностями, но и знаниями, умениями, способностями, состоянием нервной системы. Обычно разрыв в способностях наиболее сильных и слабых учеников достаточно велик, но это не дает право учителю кого-то особо выделить, а кого-то игнорировать.
Конечно, особое внимание следует уделить детям, умеющим обобщать, выделять главное, отыскивать не шаблонные решения. Они справляются с нестандартными и сложными задачами, умеют быть самостоятельными. Наша задача- заставить их работать в полную силу, поддерживать постоянный интерес к предмету. Они не терпят простоя и всегда должны быть загружены.
Но в классе есть и другие ребята-со средней и хорошей успеваемостью, с ними приходится возиться больше всего. У них очень многое внутри, «слабые» и «сильные» стороны не всегда на виду. Их надо «увидеть», почувствовать, суметь вовремя заметить малейший рост, малейшую радость познания. А главное- мотивация, которую необходимо до самого высокого уровня, до внутреннего состояния. До этого момента учитель старался заинтересовать ученика, а после уже учителю становится интересно работать с таким ребенком.
Есть и третья группа учеников- дети с низкой успеваемостью неуверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. У них отсутствует настойчивость в овладении знания. Наша основная задача по отношению к данной группе- укрепление в учащихся в своих силах, развитие их инициативы. Требовательность надо сочетать с тщательным разбором посильных для них заданий. Надо помнить, что от постоянных неудач дети озлобляются, а завышение требований- одно из причин конфликта.
Интерес-синоним учебной мотивации. Ученикам должно быть интересно. А что такое «интересно»? Чем активнее и разнообразнее методы, которые использует учитель, тем выше интерес. Интересно делать то, что требует напряжения, скажем, эксперименты, исследования, но трудности должны быть посильными. Движение к истине начинается с удивления, а оно для большинства школьников возникает именно в процессе эксперимента, когда учитель или сам ученик, будто волшебник, превращает одни вещества в другие, наблюдая поразительные изменения в их свойствах (изменение окраски раствора, образование осадка, выделение газа, бурление). Эффективно движение по ступенькам- осилил одну, поднимайся на другую.
Результаты педагогических наблюдений свидетельствуют, что становление у старшеклассников положительной мотивации учения препятствуют: неумение анализировать свои мотивы и цели учения, неудовлетворенность однообразием учебных занятий и жестким контролем со стороны учителя, ситуативность выбора жизненного пути, отсутствие творческих и проблемно-поисковых форм учебной работы. Важнейший путь формирования мотивации – это пользование познавательных заданий.
Индивидуализация зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка. Создание атмосферы сотрудничества учителя и ученика, дифференцированный подход- необходимые условия каждого урока. Знания должны быть достаточно легкими, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложными, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным.
Использование интеллектуальных игр для успешного развития качеств учащихся (будущих специалистов) в процессе изучения дисциплин сегодня уже не подвергается сомнению. Игровые технологии направляются прежде всего на выработку собственной позиции в условиях «полипозиционного общества». Они обеспечивают реальные возможности для высказывания и составления различных позиций и мнений: размышляющих, отрицающих, аналитических, критических, приглашающих к сотрудничеству участников интеллектуальной игры.Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.д.). Кроме того, непредсказуемость делает интеллектуальную игру совершенно специфической формой познавательного творческой деятельности.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Содержанием интеллектуальной игры является: конкретное (реальные предметы или их изображение); символические (буквы, знаки, цифры); семантическое (значение слов); поведенческое (поступки другого человека и самого себя); розыгрыши психологических ситуаций.
Можно создавать любые системы, использовать любые технологии, но все зависит от учителя, от его способности и умения выстраивать взаимоотношения с учениками. Не бывает одинаковых детей, не бывает одинаковых уроков, ничего нельзя повторить, так как в центре системы и технологии стоит личность учителя, его аура, его возможности, его свобода мыслить и творить. И только «летающий» учитель может научить летать, только слушающий – слушать, а ищущий – искать и находить.