Рефлексивные методы и приёмы на уроках в начальной школе.
город Талдыкорган
средняя школа-гимназия №14
учитель начальных классов
Артыкбаева Бигайша Айдаркановна
Для того чтобы совершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декарт
Цель– предложить коллегам методы и приёмы по формированию рефлексивной деятельности, которые эффективно используются на уроках .
Задачи: Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Одной из главных задачей современной школы сегодня является создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов. В основе данной компетенции лежит развитая рефлексивная деятельность.
Смысл предлагаемых видов рефлексии заключается в том, чтобы ученик смог “спроектировать” полученные знания на свой внутренний мир, задача учителя – воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.
Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов «учителя будут помогать ученикам отслеживать и оценивать свое дальнейшее обучение посредством обратной связи»
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе.
Её цель: выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс
РЕФЛЕКСИЯ,
ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приёмов,
в итоге развивает его как личность, а именно такие качества как:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ!!!!
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная ( формирование реальной самооценки)
б) групповая ( ценность деятельности каждого члена группы)
• Индивидуальная: -анкетирование
• (в конце урока учащиеся отмечают в карточках варианты ответов); можно попросить аргументировать свой ответ
• На уроке я работал (активно \ пассивно).
• Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен).
• Урок для меня показался (коротким \ длинным).
• За урок я (не устал \ устал).
• Моё настроение стало (лучше \ хуже).
• Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен).
• ГРУППОВАЯ – учащиеся по
кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Я выполнял задания…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я почувствовал, что…
Исходя из функций рефлексии, ученые предлагают следующую классификацию:
– рефлексия настроения и эмоционального состояния,
– рефлексия деятельности,
– рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, смайлик, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности нужен при проверке домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
Учителя вовлекают учащихся в работу и позволяют им принимать активное участие во всем, что происходит в классе.[1,с141] Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»:
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
В конце урока подводятся его итоги, здесь приемлемо обсуждение того, что узнали учащиеся, и того, как они работали: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учащиеся, (если в классе немного человек), друг за другом высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
– сегодня я узнал (а)…
– было интересно…
– было трудно…
– я выполнял(а) задания…
– я понял (а), что…
– теперь я могу…
– я почувствовал (а), что…
– я приобрел (а)…
– я научился (ась) …
– у меня получилось …
– я смог (ла)…
– я попробую…
– меня удивило…
– урок дал мне для жизни…
– мне захотелось…
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости .
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Общение с учениками по вопросам преподавания и обучения,следовательно,способствует развитию в учениках саморегуляции
Мне хотелось в заключение бы рассказать одну притчу.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Уважаемые коллеги !
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать,считать, писать учили:«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Благодарю ! Спасибо за внимание .
Использованная литература:
- Руководство для учителя. Третий (базовый)уровень. Издание третье. АО НИШ,2012.www.cpm.kz
- Программа. Третий (базовый)уровень. Издание3.АО НИШ, 2012.www.cpm.kz
- Гукалова И.В.Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz