Критериальное оценивание и эффективность его использования в учебном процессе
Шудабаева Жайнагуль
Общая цель: Познакомить учителей с технологией критериального оценивания учебных достижений учащихся. Помочь понять сущность формирующего оценивания и эффективность его использования в учебном процессе. Формирование у педагогов навыка составления критериев, дескрипторов и рубрикатора к компетентностно-ориентированным заданиям.
Результаты обучения для учителей Учителя будут ознакомлены с модулем “Оценивание” и понятием «формирующее и критериальное оценивание»
Учителя поймут важность применения данного модуля в учебном процессе, приобретут практические навыки составления критериев, дескрипторов и рубрикаторов.
Учителя смогут найти эффективные способы применения оценивания для повышения мотивации и развития учащихся;
В коллективе создастся благоприятная обстановка (психологический настрой) для работы в группах.
Ключевые идеи, значимые для занятия Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
Материалы и оборудование Интерактивная доска, маркеры, бумага плакатная 2, бланки ЗХУ, стикеры
Ход занятия
1 Этапы проведения занятия Время 50 мин Действия преподавателя и действия участников
2 Организационный момент 3 мин -создание психологического настроя Просмотр ролика « На Что мы тратим жизнь»
Разделение на группы
8 мин Цель: деление участников коучинга для работы в группах
Коуч предлагает участникам разделиться на три группы. Участники берут карточки на обратной стороне которых картинки «Кузнечики» и «Улыбка», «Облака» После того как каждый участник получит карточку каждой группе необходимо спеть песню с указанным героем.
3 Побуждение
2 мин – О чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?
Стратегия ЗХУ (на доске 4понятия , связанных с оцениванием, педагоги записывают в таблицу, что знают и что хотят узнать
4 Из опыта работы 10 мин Просмотр презентации
4 Работа в группах
25 мин Задание 1знание Изучив дополнительную информацию ,необходимо составить кластер и защитить его.(Приложение 1)
Задание 2 понимание
1группа: Нарисовать бабочку. Оценить работу.
2 группа: Нарисовать бабочку,опираясь на следующие критерии: цветовая гамма, размер, не менее 8 деталей в рисунке;
3группа: Нарисовать бабочку, применяя дескрипторы и градации критериев,
Оценить свою работу.
-Работы вывешиваются на доску и группы подводят итог
Задание 3 (применение)
Каждой группе дано разработать критерии и дескрипторы Приложение 4 Самопроверка
Задание 4 ( анализ и синтез)
Каждая группа подводит итог составляют кластер
1гр Дескрипторы
2гр Критерии
3гр.Рубрики
5 Самооценивание 5 мин Участникам коучинга предлагается оценить свою работу, но для этого по каждому критерию необходимо составить рубрикатор. Участники сами составляют дескрипторы и дают оценку своей работе по каждому критерию.
8 Рефлексия 5 мин Заполнить ЗХУ в столбце «узнал» Приложение5На стикерах написать пожелания организаторам коучинга и прикрепить свой стикер на картинку
-все понятно, могу применить
-хочу применить, но нужна помощь
-узнал много полезного, но использовать пока не буду
Приложение
. Возможно, самой известной из идей Выготского является то, что он назвал ЗБР. Это воплощает идею, что на любом временном отрезке, и относительно любой части обучения. У ребенка есть два уровня достижения: уровень фактического достижения, то есть то, что ребенок может в данный момент самостоятельно сделать, и уровень потенциального достижения, то есть то, что ребенок может сделать при поддержке взрослого или более опытного ровесника. Область обучения между двумя этими уровнями называется ЗБР. Выготский считал, что самое сильное и эффективное обучение происходит тогда, когда ребенок обучается в своей ЗБР.
Приложение 1
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям урока.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Появляются дополнительные возможности
оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. При критериальном оценивании учащиеся не сравнивают себя с другими учениками. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности
оценивать и наращивать свои достижения по тому
или иному критерию.