Проектирование современного урока русского языка в пятом классе по формированию и развитию функциональной грамотности школьников
Тулегенова Зивагуль Зулхарнаевна
В наступающем 2017-2018 учебном году преподавание в 1,2,5 и 7 классах будет реализоваться по новым требованиям – требованиям обновленного содержания среднего образования. Обновленное содержание школьного образования направлено на развитие у обучающихся навыков применять знания, полученные по школьному предмету, в практической деятельности, в жизненных ситуациях. Такие навыки обозначаются термином «функциональная грамотность».
В июне текущего года я прошла курсы повышения квалификации по обновлению содержания образования. Данные курсы дали мне стимул для роста своего профессионально- творческой деятельности в формировании функциональной грамотности у учащихся, пересмотреть опыт работы в условиях обновления содержания среднего образования. Конечно, лучше усвоить новые требования мне помогли уровневые курсы повышения квалификации педработников. Применение в свою ежедневную практику инновационных методов обучения помогают реализации развития у учащихся функциональной грамотности
Вниманию коллег я предлагаю проект урок русского языка в 5 классе, разработанный согласно требованиям типовой учебной программы по предмету «русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.
Содержание урока направлено на формирование функциональной грамотности школьников.
Предлагаемый урок из раздела: «Культура: язык и общение» – это самый первый раздел по плану преподавания русского языка в пятом классе. Тема урока: «Язык в жизни человека».
Изучив условия вышеназванной типовой учебной программы для этого урока я выбрала 2 цели обучения: 5.1.3.1- понимать основное содержание текста, определяя главную информацию – это из раздела «Аудирование и говорение» и 5.3.1.1 составить простой план – из раздела «Письмо».
Учитывая потребности и способности обучающихся, вышеназванные цели подразделила на подцели: 1) Все учащиеся смогут понимать основное содержание текста, определяя главную информацию, используя собственный опыт; составить простой план.2) Большинство учащихся смогут составить памятку, используя дополнительную информацию; составить простой план. 3) Некоторые учащиеся смогут обобщить знания в форме проведения исследования.
Вышеназванные цели обучения. Предложенные в учебной программе, свидетельствуют о необходимости формирования у школьников функциональной грамотности. Основные принципы для формирования функциональной грамотности, используемые на этом конкретном уроке, да и вообще в практике преподавания, это: принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор; принцип открытости – сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого школьного курса предмета; принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности; принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи; принцип идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Эти требования говорят о тщательной подготовке учителя к встрече с учениками, знаний их индивидуальных возможностей, подбор и продуманность зданий, соответствующих требованиям развития функциональной грамотности школьников.
В целях эффективного достижения поставленных целей урока я выбрала следующие методы: Коллаборация – ее предлагаю провести в форме игры «приветствие», которая учитывает и возраст, и сроки проведения урока. В целях создания благоприятной среды для сотрудничества класс разделен на группы через игру «Атомы и молекулы».
Формы работы для выполнения заданий: индивидуальная, групповая, и направлены на развитие критического мышления. Содержание заданий связано с практической жизнью и направлено на развитие функциональной грамотности школьников. На этом уроке предлагаю использовать следующие стратегии: 1)Работу с текстом – через «СМС-ки», 2)«Тонкие и толстые вопросы».
Для достижения цели – понимать основное содержание текста, определяя главную информацию – подготовила задание – работу с текстом, в котором ребята должны определить главную информацию, составить простой план и передать его через СМС-ки. Сам текст связан с темой урока – о вреде бранных слов на организм человека, что бранные слова разрушительно действуют не только на слушающего, но и на самого говорящего – и это уже действительно доказано наукой.
Для достижения языковой цели урока я предлагаю ученикам в этом же тексте выбрать словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного, определить их согласованность в роде, числе, падеже. К тому же это будет повторением изученного в начальных классах. Правильность выполнения этого задания ученики самостоятельно проверят по ответам-ключам, показанным на экране интерактивной доски.
В целях развития навыков аудирования и говорения использовала видеоролик «Языки» -легенду о древнегреческом баснописце Эзопе. По стратегии «Тонкие и толстые вопросы» – ученики, ознакомившись с инструкцией по составлению таких вопросов, в группах подготовят вопросы «открытые», требующие полного аргументированного ответа и «закрытые», требующие однозначного ответа – по 2 вида вопросов с каждой группы. Оценивание на этом этапе будет формативное.
Обратная связь на уроке проведена в форме таблицы «Знал. Узнал. Хочу узнать». Рефлексию предлагаю провести с помощью «смайликов».
Дифференцированные задания направлены на развитие творческих способностей обучающихся. Например, для первой группы (группы А)-
Составление сценки – ответа на вопрос «Какими словами можно превратить заклятого врага в друга?». Для второй группы (группы Б)- составление памятки для молодого продавца: «Как увеличить количество продаж в цветочном магазине?». Для третьей группы, группы С – задание повышенной сложности – провести исследование «Влияние слов на структуру воды».
Вышеназванные дифференцированные задания будут оцениваться критериально, через критерии и дескрипторы к каждому заданию по уровням сложности – А, Б, С.
Работу первой группы предлагаю оценить через следующие критерии оценивания деятельности обучающегося:
- Обсуждает в группе причины и пути решения поставленной задачи.
- Аргументированно отстаивает свое мнение.
- Составляет сценарий и участвует в постановке сценки
Работу второй группы – через следующие критерии:
1.Обсуждает в группе задание.
2.Использует приемы речевого этикета.
3.Формирует пункты памятки.
Критерии оценивания работы третьей группы:
1.Умеет проводить исследование.
2.Анализирует.
3.Обобщает.
Дифференцированные задания были составлены так, чтобы обучающиеся увлеченно работали на результат, на достижение поставленных целей урока- извлекать из текста главную информацию и логически изложить ее последовательно в форме плана.
В ходе подготовки к вышеназванному уроку я пересмотрела многие методы и выбрала наиболее эффективные, способствующие достижению поставленных целей урока. Уроки в рамках обновленного содержания я смогу теперь реализовать, опираясь на полученные во время курсов знания. Также я считаю, что большая помощь будет от созданного во время курсов сетевого педагогического сообщества учителей русского языка и литературы.
Реализация в своей ежедневной практике новых подходов в обучении, дифференцированных заданий, направленных на развитие языковой творческой личности ученика, формирования функциональной грамотности школьника. я считаю, непременно повысят качество знаний учащихся.
Литература
- Типовая учебная программа по предмету «русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию. (Приказ министра образования и науки Республики Казахстан т 13.11.2016 года №668).
- «Руководство для учителя» – образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам «Русский язык» и «Русская литература» в школах с русским языком обучения.