Я – педагог нового формата
Далажанова Мария Кумарбековна
Далажанова Мария Кумарбековна,
учитель начальных классов КГУ «Палатцынская основная школа»
Обучаясь на уровневых курсах, я поставила перед собой цель: изучить и внедрить в практику работы новые подходы в обучении и пришла к выводу, что начинать изменения нужно именно с себя.Задаю себе вопрос: почему я должна меняться? Потому, что мир не стоит на месте, все меняется, появляются новые идеи, которые находят отражение и в моем сознании. Поэтому хочу, чтобы мои ученики были умными, востребованными в жизни, добились успеха, чувствовали себя счастливыми.
При составлении среднесрочного планированияна новый учебный год,учитываявозрастные особенности детей, применила идеи семи модулей Программы, которые позволят активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний и повысить мотивацию учащихся к учебе. Другими словами,хочу научить детей тому, как обучаться, чтобы потом они могли свободно ориентироваться в жизни, стали самостоятельными и конкурентоспособными.
Идеей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» является взаимодействие, во время которого у детей самостоятельно развивается мышление и речь. Через диалог дети учатся выражать свои мысли и развивают свои коммуникативные навыки. Взаимообучениев процессе диалога помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление[1].А мои дети только учатся строить правильные предложения, выражать собственные мысли, поэтому учащимся нужно помочь понять, как получить знания самостоятельно, используя диалог друг с другом, с учителем в процессе групповой работы.Идеи этого модуляпрослеживаются на каждом уроке. В первый же день мы с ребятами разработали правила и нормы поведения в группе, которым стараемся следовать и выполнять: слушать и слышать друг друга, уметь признавать ошибки, не завидовать, помогать друг другу. Эти правила и сейчас помогают нам при создании атмосферы сотрудничества, где каждый ученик может выражать свои чувства, говорить без стеснения свои мысли, можетоткрыто общаться. Урок начинаем всегда с эмоционального настроя, создания коллаборативной среды, что способствует сотрудничеству, снятию напряжения, созданию психоэмоционального настроя на урок. На начальных этапах работы потребовалось больше поддержки с моей стороны для организации групповой работы: распределяла роли в группах, помогала строить диалог, задавала наводящие вопросы, с целью научить их рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, чтобы потом они могли самостоятельно добывать знания. Работая вместе, обсуждая проблемы, они стали рассуждать, спорить, вносить свой посильный вклад в групповую работу. Учащиеся сделали первые шаги к навыкам управлять своим обучением и в процессе групповой работы у них начали развиваться лидерские качества. Следовательно, они уже могут самостоятельно работать, а значит будут готовыми в будущем к жизни, ко всем ее трудностям и станут конкурентоспособными в нашем обществе. Заметила, что сильные учащиеся стали получать удовольствие от того, что помогали слабым, они чувствовали себя «учителями», а слабоуспевающий учащийся побывал в роли консультанта и испытывал радость, исправляя ошибки или дополняя ответы сильных учащихся. Ученики узнали друг о друге много нового, подружились, стали делиться своими знаниями, помогать друг другу в процессе совместной работы [1]. Ребята изменились в процессе групповой работы, а идеи модуля «Управление и лидерство в обучении» помогли выявить лидерские качества детей. Мы учимся задавать простые и сложные вопросы, отвечать на них, думать, размышлять, учимся слушать и слышать друг друга, помогать друг другу,и это неплохо получается. Учимся анализировать, оценивать себя, друг друга и очень этому радуемся.
Все стратегии направлены на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы, осмысления полученной информации, которые тесно переплетаются со стратегиями обучения критическому мышлению.До прохождения курсов я лишь иногда использовала отдельные приёмы критического мышления: составляли кластер, сочиняли эссе, но это было на уроках литературного чтения. Я думала: а как применять эти приемы на математике? Но после прохождения курсов поняла, что на каждом уроке, на каждом предмете, применяя стратегии обучения критическому мышлению, можно научить учеников самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать. Значит, главное правило данного модуля: задавать вопросы низкого, а потом высокого порядка, усложнять их, чтобы дети могли порассуждать, проявить любознательность, вдумчиво и критически подходить к проблеме, самостоятельно добывать знания. Поэтому нужно учить учеников составлять и задавать вопросы при решении задач, учить вести диалог.
На стадии вызова стимулирую учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, обмениваются мнениями в группах, размышляем, вспоминаем. Так, при устном счете «Собери букет» дети, работая в группах, вычисляли значения числовых выражений, определяли компоненты сложения и вычитания, анализировали и составляли таким образом букеты цветов, классифицируя их по арифметическим действиям и тем самым вспоминая состав чисел в пределах десяти. При этом учащиеся осмысливали задание, задавали вопросы друг другу, пары консультировали друг друга, восстанавливали в памяти изученный ранее материал. Мне пришлось только направлять учащихся и быть в роли собеседника и наставника. В глазах моих учеников я увидела радость и желание дальше работать. Пусть они еще не умеют красиво говорить, рассуждать, оценивать, но они стараются, у них появилась мотивация к обучению.
Для меня главной задачей при проведении уроков –это услышать «голос ученика» [1], чтобы они поняли, что их никто не сравнивает ни с кем, их уважают и любят и что их мнение учитывается при решении вопросов. На своих уроках стараюсь опрашивать всех учеников, а особенно тех, которые испытывают трудности в обучении и общении, стараюсь им помочь своим вниманием и пониманием, беседуя с ними. Моя роль, как учителя, заключается в оказании помощи ученикам, в качестве координатора и наблюдателя за продвижением развития каждого ученика. Надо отметить, что в процессе групповой работы «тихие»дети стали более уверенно и активно принимать участиев дискуссиях.Они стали задавать больше вопросов иразмышлять вслух чаще, стали более уверенными [2].
Интегрируя модули обучения на каждом этапе урока, наблюдая за каждым учеником, я стараюсь заметить самый маленький успех детей, самое незначительное движение вперёд и это для меня- самая большая радость, самая хорошая награда. Интеграция модулей обучения помогают мне увидеть моих детей другими глазами, увидеть в каждом из них лучшие качества, узнать, что каждый ребенок уникален и индивидуален и что к каждому из них нужен особый подход и нужна мотивация для обучения [2]. Дети становятся активными на уроке, они учатся добывать знания сами, рассуждая, делая выводы.
Ученики младшего возраста имеют наглядно-образное мышление, и поэтому в начальных классах очень актуально использование информационно – коммуникационных технологий. Работа с электронным учебником, выполнение дифференцированных заданий помогают повысить мотивацию учащихся к обучению, пробудить интерес и повысить активность учащихся на уроке.
До прохождения курсовой подготовки я не задумывалась над тем, как оцениваю своих учащихся на уроках. Обычно сдавали отчеты по успеваемости, подсчитывали качество знаний, проводили контрольные срезы. Вот составляющие в моем понимании оценивания. Я привыкла к тому, что оценки выставляю в конце урока. Теперь на собственной практике убедилась в том, что учащиеся могут оценить себя и одноклассника [2].
Изучив модули Программы и применяя их на практике, я научилась по- новому планировать свои уроки, обдумывать конкретные стратегии. Каждый свой урок детально анализирую. Изменилась обстановка в классе, дети стали дружными, теперь они не соперники, они все делают сообща, работая в группе. Значит, мы сотрудничаем. Изменились способы оценивания. Мы учимся самооценивать и взаимооценивать друг друга, пусть еще не совсем правильно, но мы стараемся быть справедливыми, учимся давать добрые советы и помогать друг другу.
Моя главная задача на будущее: научить детей тому, как обучаться, чтобы мои ученики получали удовольствие от самого процесса обучения.
Литература:
- Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2. Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя, 2012