Образовательный менеджмент как инструмент эффективного управления знаниями

Сембаева Ардак Мауленовна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель

Казахский национальный университет им. аль-Фараби,
г. Алматы, Казахстан.

Введение

Современные высшие учебные заведения функционируют в условиях динамичного развития науки и технологий, что требует постоянного совершенствования образовательного процесса. Образовательный менеджмент представляет собой совокупность методов, направленных на эффективное управление знаниями, организацию образовательного процесса и повышение конкурентоспособности университета. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты образовательного менеджмента и его значение в формировании качественного образовательного пространства.

Теоретические основы образовательного менеджмента

Говоря об образовательном менеджменте, в первую очередь, необходимо отметить, что она интегрирует в себе сущностные основы, как педагогики, так и менеджмента. Понятие «менеджмент» в педагогике начали использовать относительно недавно, очевидна проблема понимания сочетаемости и совместимости в одной категории «образовательный менеджмент» двух абсолютно разных по существу понятий [1].

Основная суть менеджмента заключается в умении достигать поставленных задач, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей, требующая особых административно-управленческих навыков [2].

Данные различные концептуальные подходы объясняются в первую очередь междисциплинарностью самого явления образовательного менеджмента. Междисциплинарность подтверждается наличием в данном термине педагогической и экономической составляющих: педагогическая составляющая связана с содержанием и способами организации образовательного процесса, с трансляцией и формированием коллективного и индивидуального знания. [3].

Таким образом, образовательный менеджмент определяется как комплексная система управления образовательной деятельностью, включающая стратегическое планирование, внедрение инновационных технологий и развитие кадрового потенциала. В контексте современного университетского образования образовательный менеджмент нацелен на достижение следующих целей:

  • обеспечение высокого качества образования;
  • интеграция цифровых технологий в образовательный процесс;
  • формирование студент центрированной модели обучения;
  • развитие научно-исследовательской деятельности;
  • международная кооперация и академическая мобильность.

Основные направления образовательного менеджмента

Инновационные технологии в образовательном процессе

Одним из важнейших факторов образовательного менеджмента является внедрение современных технологий. Цифровизация образования способствует повышению доступности знаний, а также формированию гибких учебных траекторий. В КазНУ имени аль-Фараби активно используются следующие инструменты:

  • электронные образовательные платформы;
  • дистанционные курсы и онлайн-лекции;
  • виртуальные лаборатории и VR-технологии.

Управление кадровым потенциалом

Развитие преподавательского состава является ключевым элементом эффективного образовательного менеджмента. В данном контексте важны следующие аспекты:

  • поддержка публикационной активности (индексируемые базы данных, такие как Scopus, Web of Science);
  • стажировки и повышение квалификации преподавателей;
  • создание программ академической мобильности.

Развитие студент центрированного подхода

Современные образовательные системы ориентированы на личностное развитие студентов, их активное участие в образовательном процессе и профессиональное становление. В связи с этим в вузах внедряются:

  • индивидуальные образовательные траектории;
  • программы развития soft skills;
  • интеграция образовательного процесса с практической деятельностью.

Международное сотрудничество и интеграция в мировое образовательное пространство

Образовательный менеджмент в ведущих университетах направлен на расширение международного сотрудничества. КазНУ имени аль-Фараби активно взаимодействует с зарубежными научными центрами и университетами, участвует в международных рейтингах и развивает программы двойных дипломов.

Заключение

Образовательный менеджмент играет важную роль в обеспечении качества высшего образования и повышении его конкурентоспособности. Опыт КазНУ имени аль-Фараби демонстрирует эффективность интеграции инновационных подходов и стратегического управления образовательной деятельностью. В дальнейшем исследование образовательного менеджмента требует анализа влияния цифровизации на организацию учебного процесса и разработки новых моделей управления знаниями.

Литература

  1. Габышева Н.В. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» Изд-во: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы» , 2018 г. – № 19, 29-31 с.
  2. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 476 с.
  3. Петряков П. А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований // Человек и образование – 2013. – № 36.
  4. Официальный сайт Казахского национального университета имени аль-Фараби – kaznu.kz

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *