Образовательный менеджмент как инструмент эффективного управления знаниями
Сембаева Ардак Мауленовна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Казахский национальный университет им. аль-Фараби,
г. Алматы, Казахстан.
Введение
Современные высшие учебные заведения функционируют в условиях динамичного развития науки и технологий, что требует постоянного совершенствования образовательного процесса. Образовательный менеджмент представляет собой совокупность методов, направленных на эффективное управление знаниями, организацию образовательного процесса и повышение конкурентоспособности университета. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты образовательного менеджмента и его значение в формировании качественного образовательного пространства.
Теоретические основы образовательного менеджмента
Говоря об образовательном менеджменте, в первую очередь, необходимо отметить, что она интегрирует в себе сущностные основы, как педагогики, так и менеджмента. Понятие «менеджмент» в педагогике начали использовать относительно недавно, очевидна проблема понимания сочетаемости и совместимости в одной категории «образовательный менеджмент» двух абсолютно разных по существу понятий [1].
Основная суть менеджмента заключается в умении достигать поставленных задач, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей, требующая особых административно-управленческих навыков [2].
Данные различные концептуальные подходы объясняются в первую очередь междисциплинарностью самого явления образовательного менеджмента. Междисциплинарность подтверждается наличием в данном термине педагогической и экономической составляющих: педагогическая составляющая связана с содержанием и способами организации образовательного процесса, с трансляцией и формированием коллективного и индивидуального знания. [3].
Таким образом, образовательный менеджмент определяется как комплексная система управления образовательной деятельностью, включающая стратегическое планирование, внедрение инновационных технологий и развитие кадрового потенциала. В контексте современного университетского образования образовательный менеджмент нацелен на достижение следующих целей:
- обеспечение высокого качества образования;
- интеграция цифровых технологий в образовательный процесс;
- формирование студент центрированной модели обучения;
- развитие научно-исследовательской деятельности;
- международная кооперация и академическая мобильность.
Основные направления образовательного менеджмента
Инновационные технологии в образовательном процессе
Одним из важнейших факторов образовательного менеджмента является внедрение современных технологий. Цифровизация образования способствует повышению доступности знаний, а также формированию гибких учебных траекторий. В КазНУ имени аль-Фараби активно используются следующие инструменты:
- электронные образовательные платформы;
- дистанционные курсы и онлайн-лекции;
- виртуальные лаборатории и VR-технологии.
Управление кадровым потенциалом
Развитие преподавательского состава является ключевым элементом эффективного образовательного менеджмента. В данном контексте важны следующие аспекты:
- поддержка публикационной активности (индексируемые базы данных, такие как Scopus, Web of Science);
- стажировки и повышение квалификации преподавателей;
- создание программ академической мобильности.
Развитие студент центрированного подхода
Современные образовательные системы ориентированы на личностное развитие студентов, их активное участие в образовательном процессе и профессиональное становление. В связи с этим в вузах внедряются:
- индивидуальные образовательные траектории;
- программы развития soft skills;
- интеграция образовательного процесса с практической деятельностью.
Международное сотрудничество и интеграция в мировое образовательное пространство
Образовательный менеджмент в ведущих университетах направлен на расширение международного сотрудничества. КазНУ имени аль-Фараби активно взаимодействует с зарубежными научными центрами и университетами, участвует в международных рейтингах и развивает программы двойных дипломов.
Заключение
Образовательный менеджмент играет важную роль в обеспечении качества высшего образования и повышении его конкурентоспособности. Опыт КазНУ имени аль-Фараби демонстрирует эффективность интеграции инновационных подходов и стратегического управления образовательной деятельностью. В дальнейшем исследование образовательного менеджмента требует анализа влияния цифровизации на организацию учебного процесса и разработки новых моделей управления знаниями.
Литература
- Габышева Н.В. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» Изд-во: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы» , 2018 г. – № 19, 29-31 с.
- Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 476 с.
- Петряков П. А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований // Человек и образование – 2013. – № 36.
- Официальный сайт Казахского национального университета имени аль-Фараби – kaznu.kz