Применение метода проектной деятельности на уроках познания мира в начальной школе
Алпыспаева Гульнара Саулетовна
Современная государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования. Реализация общей цели и задач образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познавательной деятельности. Один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность.
Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель:
создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.
Цель эта может быть достигнута:
– через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
– через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Развитие инициативности и активности обучающихся
- Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельностии развитие их творческих способностей
- Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности
- Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.
Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.
В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);
Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Результаты проектной деятельности
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);
-продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); числом этапов соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; необходимостью привлечения взрослых.
На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.
– Что вы хотите делать?
– Что вы умеете делать?
– Что мы еще можем сделать?
– Что в результате у нас получится?
Я учу детей работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:
- организатор — отвечает за работу группы в целом;
- докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;
- секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
- критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
- контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
- Понаблюдать
- Прочитать в книге
- Найти в Интернете
- Провести исследование
- Спросить у взрослых
Отчет групп о проделанной работе.
- Расскажите, какое задание выполняла группа.
- Что вы предприняли для выполнения задания.
- Представьте результат своей работы.
- Оцените работу своей группы.
При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость )
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия.
Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
1 этап – «Погружение» в проблему.
2 этап – Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу об исследуемом .
3 этап – Осуществление деятельности. На этом этапе проводим практическую работу и наблюдения.
4 этап – Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.
5 этап – Презентация.
Организация работы над проектом.
1 Разбиение класса на группы.
2 Распределение ролей в группе.
Определение руководителя группы.
3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над определением параметров таблицы оценочного листа.
Работа над проектом.
1 Выполнение этапов работы.
2 Презентация.
– Устное сообщение.
– Демонстрация продуктов проекта.
3 Ответы на вопросы.
4 Самоанализ.
Определение победителей.
Защиту проектных работ чаще всего проводим по следующему плану.
- Почему избрана эта тема.
- Какую цель преследовали.
- Какие ставились задачи.
- Какие гипотезы проверялись.
- Какие использовались методы и средства.
- Каким был план.
- Какие результаты получены.
- Какие выводы сделаны по итогам.
Роль родителей в проектной деятельности
Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.
Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские консультации, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Отчет о выполнении проекта
- Фамилия, имя____________________________________________________
- Название проекта_________________________________________________
- Почему я начал работу над проектом?
______________________________________________________________________
- Для чего я работал над проектом?
____________________________________________________________________
- Какой продукт я хочу получить?
__________________________________________________________________
- Как я работал над проектом:
Дата | Что делал | Затрачено
времени |
Вопрос \ затруднение | Консультант | Помощь |
- Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
________________________________________________________________
- Что нового я узнал, чему научился?
_____________________________________________________________________________________________—————-_______________________________________________________________________________
- Мои впечатления от работы над проектом
Для направления деятельности учеников разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю:
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Критерием оценки проекта выступает качество проекта в целом и его презентация:
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
Полнота раскрытия темы.
Самостоятельность работы над проектом.
Оригинальность решения проблемы.
Качество выполнения продукта.
Раскрытие содержания проекта на презентации.
Умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов.
Артистизм и выразительность выступления.
Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даст возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.
Такими умениями и навыками являются:
- Рефлексивные умения.
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские) умения.
Умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта.
Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Умение выдвигать гипотезы.
Умение устанавливать причинно – следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве.
Навыки коллективного планирования.
Умение взаимодействовать с любым партнером.
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Навыки делового партнерского общения.
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки.
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения.
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
Умение вести дискуссию.
Умение отстаивать свою точку зрения.
Умение находить компромисс.
Презентационные умения и навыки.
Навыки монологической речи.
Умение уверенно держать себя во время выступления.
Артистические умения.
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Роль учителя в проектной деятельности учащихся.
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний.
Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т.п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослым.
В чём достоинства метода проектов?
*Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
*Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
*Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
*Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям.
*Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Приоритетом начального образования становится деятельностно-ориентированное обучение
В этом году я провела анкетирование, с целью выяснить, нравится ли учащимся такая работа.
Результаты анкетирования
1.Какими источниками информации вы обычно пользуетесь при подготовке проекта?
а) Книги – 98%; в) Интернет – 74%;
б) Учитель – 90% ; г) Родители – 54%;
- Достаточно ли времени, отведённого для подготовки проектов?
а) Да – 59%; б) Нет – 31%;
- Подготовка проектов отняла у вас время от более важных и интересных дел?
а) Да -23%; б) Нет – 77%;
Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:
работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, как классному руководителю, моим ученикам и родителям;
каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его;
каждый проект – это творчество, это личностное знание
Результаты работы по формированию познавательной активности уже видны. Большая часть учащихся моего класса стали активными читателями школьной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и ответить на поставленный вопрос. Дети принимают самое активное участие в различных конкурсах и выставках, о чём свидетельствует большое количество полученных грамот и дипломов.
НОУ Швецова Елизавета- 1место, областной конкурс научных проектов по экологии «След человека», г Рудный, 2017
НОУ Швецова Елизавета- Диплом 2 место в VI Республиканском конкурсе научных работ учащихся младших классов «Зерек» в номинации «Ғылымға деген құштарлық», Научно-методический центр «ZIAT», № 07526, Астана, 12.04.2017г.
НОУ Давлетов Амиржан- Диплом 3 место в VIРеспубликанском конкурсе научных работ учащихся младших классов «Зерек», Научно-методический центр «ZIAT», № 07475, Астана, 12.04.2017г.
Районный уровень
Диплом Швецовой Елизавете «Я и Чрезвычайные ситуации», рисунок.
2место ИманалинАлим «ЭКСПО глазами детей», поделка
2место Китебаева Алина «ЭКСПО глазами детей», поделка
1место Зуева Анастасия «Символ года -2017», поделка
1место КулахметовЖангир «Символ года -2017», поделка
2место ЕрмаханАбильмансур «Символ года -2017», поделка
2место Китебаева Алина «Символ года -2017», поделка
3место УтегеновАдиль «Символ года -2017», поделка
3место ИманалинАлим «Символ года -2017», поделка
Областной уровень:
Швецова Елизавета областной конкурс НОУ 1 место г Рудный
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УРОВЕНЬ.:
Гран-при АлпыспаеваДильназ, республиканский конкурс стихотворений
1 место Китебаева Алина олимпиада «Русский медвежонок», Астана
1 место Китебаева Алина конкурс «Лучший макет новогодней игрушки», Астана
2место Свиридецкая Милана, «Семейный очаг», плакат.
2место Мамаев Самуил, «Семейный очаг», плакат.
2место ИманалинАлим «Самый образцовый макет», макет
Грамота за участие ИманалинАлим «Моя любимая игрушка», объемная игрушка, май 2017г
4-е места в конкурсе рисунков Давлетов А., Иванова Е., Назаркенов Н., Ималин А., Утегенов А., Чернова А, Швецова Е. «Независимый Казахстан глазами детей»
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718