Подгрупповое логопедическое занятие по теме: “Дифференциация звуков [с] – [з] в 1 классе
Ткачук Юлия Рафаильевна
Цель:Учить дифференцировать звуки «З»-«С», буквы З,з-С,с.
Задачи:
- Вырабатывать чёткую дифференциацию звуков «З»-«С» по звонкости-глухости в слогах и словах, словосочетаниях.
- Развивать фонематический слух, навыки звуко-слогового анализа слова.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память.
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Ход занятия
- Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята! – Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке?
Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:
Очень любим мы учиться – …
И, конечно же, лениться – …
Выполняем все задания – …
Очень любим опоздания – …
Читаем, пишем, рассуждаем – …
Дисциплину нарушаем – …
Всем успехов пожелаем – …
И урок мы начинаем!
– Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!
2.Артикуляционная гимнастика. Призентация.
«Заборчик»(Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубы).
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
«Трубочка»(Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти).
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
«Часики»(Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной).
Ходит маятник в часах
Влево – тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?
«Качели»(Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна).
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.
«Грибок»(Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка).
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
Лошадка»(Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык).
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
«Месим тесто»(Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием).
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
- Пальчиковая гимнастика:
Упражнения «Стол», «Замок».
4.Введение в тему. Сообщение темы и целей занятия.
Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.
Логопед: заяц, звон, зонт;
– Какой первый звук в словах? (Звук З.)
Логопед: стул, собака, сад.
– Какой первый звук в словах? (Звук С.)
О каких звуках мы с вами будем говорить и учиться их не путать? Дети: «С-З»
Что мы делаем, чтобы правильно произносить эти звуки?
– с-с-с-накачиваем насос,
(засвистел ручной насос,накачает сто колес)
з-з-з- песенка комара.
(через лес комар летит звонко звонко он звенит)
Артикуляция звуков. Губы слегка растянуты в улыбке.Зубки сближены, но между ними должна быть щель.Кончик языка широкий и находится за нижними зубками. И воздушная струя, если поставить ладошку, должна быть холодная. Единственная разница, что при произнесении звука З добавляется голос.
Характеристика звуков.Чем отличаются звуки «с-з» друг от друга?
-С-глухой З-звонкий.
А почему мы говорим, что звук «З» -звонкий?
звук «З» -голосок не спит, звук «С» –голосок спит.
Итак- звук «С» -согласный, твердый, глухой
«З» -согласный, твердый, звонкий.
5.Выделение звуков из слова:
-Возьмите по одной картинке из шкатулки и назовите первые звуки в названиях этих картинок (зонт, снегирь, собака, сумка, зубы, сова, сыр, зубр…).
Дети уточняют, звонкий или глухой звук в начале слова.
6.Дифференциация в слогах
Игра: “Поймай звук”. Встали напротив друг друга.Слышим «С» –хлопаем, «З» – приседаем.
За, са, сы, со, зу,зы, су;
злу, сло, злы, сли.
Игра «Скажи наоборот»
СА-ЗА УС-УЗ СЕ-ЗЕ СЁ – ЗЁ ЗЯ – СЯ
СО-3О СИ-ЗИ УС-УЗ ЗУ-СУ СЫ – ЗЫ
7.Дифференциация в словах:
Зубы, самовар, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, заяц.
Молодцы поехали.
8.Физминутка.
«Зайка»
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал.
- Дифференциация звуков в словосочетаниях. Конструирование словосочетаний.
МОРОЗНЫЙ ПУСТЫНЯ
ВЕСЕЛЫЙ ЗАБОРЫ
ИНТЕРЕСНАЯ СМЕХ
ЗВОНКАЯ ИГРА
ПОЛОСАТАЯ ПЕСНЯ
ВЫСОКИЕ ВОЗДУХ
ЗНОЙНАЯ ЗЕБРА
10.Работа в тетради.
Откройте свои тетради.Напишите тему занятия: «Буквы С-З».
Кто ответит: что такое звук,а что такое буква?
Звук мы слышим и говорим, букву мы пишем и читаем.
Буквой мы обозначаем звук на письме.
Пишем под диктовку. Я говорю слоги, а вы их записываете.
за, зу, са, зо, сы, зы, со,су,зы.
Подчеркиваем слоги с буквой С одной чертой, а с буквойЗ- двумя чертами.
-Вставить пропущенные буквы «З» или «С», подчеркуть «З» коричневым карандашом, а «С» – жёлтым.
…такан, …покойно, …лой, …ладкий, …абота, …лово, …доровье, …оловей, …па…ибо, …анаве…ка, …ано…а.
(Проверка, пояснения).
11.Проговаривание чистоговорок.
Мы научились правильно говорить звуки С и З – давайте красиво проговорим чистоговорки. за-за-са -вот бежит лиса
- са-са-за – вот идет коза
- сы-сы-зы – нет у нас козы.
Обратный слог: аз-аз-ас-у нас дома ананас
- Оз-оз-ос- у Сани в сумке есть кокос.
- Ос-ос-оз- мы пасем стадо коз.
12.Итог занятия.Подведение итогов.
-О каких звуках мы сегодня говорили?
-Чем они похожи и чем отличаются?