Начало Отечественной войны против джунгарской агрессии. Исследовательский вопрос: Почему “Елимай” стала всенародной песней
Алматы қаласы, Алмалы ауданы «№34 гимназия» КММ тарих пәнінің мұғалімі | ||||||
Раздел | Казахско-Джунгарские войны | |||||
ФИО педагога | Нурсеитова А.Б | |||||
Дата | ||||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Начало Отечественной войны против джунгарской агрессии. Исследовательский вопрос: Почему “Елимай” стала всенародной песней | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 7.1.1.1 объяснять демографические изменения и миграционные процессы в период джунгарских нашествий
7.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников
|
|||||
Цель урока | – Понять демографические изменения и миграционные процессы в период джунгарских нашествий
– Определить ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников |
|||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока / Время | Действие педагога | Действие ученика | Оценивание | Ресурсы | ||
Начало урока. 8 минут | Просмотр видеофрагмента «Елим ай»
Совместное определение темы урока Учащиеся принимают участие в обсуждении просмотренного видео. Определяют тему урока, ответив на вопросы: • Что вы увидели? • Какие вопросы у вас появились? · Какое отношение имеет это слово (джунгары) к теме? |
Смотрит видео. Отвечает на вопросы учителя. Определяет тему и цели урока. | ФО – комментарий учителя | https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BC+%D0%B0%D0%B9 | ||
Середина урока (32 минуты)
7 минут
10 минут
15 минут |
Актуализация знаний.
Для проверки изученного на прошлых уроках материала учитель предлагает ученикам в парах составить хронологическую последовательность основных событий Джунгарской войны, на которой ученики отметят пять основных дат казахско-джунгарских войн в XVII-XVIII вв. |
На раздаточном материале ученики в парах отмечают дату и событие, которое произошло.
После выполнения задания ученики обменивают карточками для взаимопроверки. |
ФО – взаимооценивание. | Приложение 1. Раздаточный материал 1. | ||
Изучение нового материала.
Приём «Корзина идей» Используя текст учебника, информацию из интернета, собственные знания, учитель предлагает ученикам на стикерах написать все возможные названия произведений казахского фольклора, в которых отражены войны казахов с разными народами. Каждый ученик, приклеивая стикер с названием, должен обосновать, какая именно война отражена в данном произведении. Совместно с учителем, ученики «отсеивают» неверные варианты, оставляя в «корзине» только произведения относящиеся к казахско-джунгарской войне. После этого необходимо ответить на вопросы: 1. Как именно отражается казахско-джунгарская война в казахском фольклоре? 2. Какова ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников? |
Ученик пишет на стикере произведение о войне, которое он знает. Приклеивает к «Корзине идей».
Совместно с учителем, ученики «отсеивают» неверные варианты, оставляя в «корзине» только произведения относящиеся к казахско-джунгарской войне. Отвечает на вопросы |
ФО – комментарий учителя | Приложение 2. Ватман с изображением «Корзины», стикеры | |||
ФГ. В парах, изучив раздаточный материал (текст), ученики на карте отмечают маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев:
1. Маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев. 2. Места основных сражений. 3. Территории, которые были захвачены джунгарами. 4. Города, которые были взяты джунгарами.
|
В парах отмечают на карте маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев. | Дифференцированное задание:
10-9 баллов – отмечает все 4 пункта на карте 8-7 баллов – отмечает на карте только маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев + места основных сражений. 6-5 баллов – отмечает территории, которые были захвачены джунгарами и города, которые были взяты джунгарами. 4 балла – отмечает только маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев 3 балла – отмечает территории, которые были захвачены джунгарами 2 балла – отмечает только города, захваченные джунгарами 1 балл – не выполняет задание.
|
Приложение 3. Раздаточный материал 2.
Цветные каранлаши. |
|||
Конец урока
5 минут |
Рефлексия:
Сегодня я узнал(а)….. Было трудно…. Я понял(а) что….. Я научился / научилась Я смог / смогла Было интересно узнать что… Меня удивило…
|
Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы | ||||
Приложение 1.
Раздаточный материал 1.
|
Приложение 2. https://fsd.videouroki.net/html/2017/02/20/v_58ab29b935141/99681835_1.png
Приложение 3. Раздаточный материал 2. https://static10.tgcnt.ru/posts/_0/9c/9cb0ae327ebfe896f910f7f6aa703ec6.jpg
В 1643 году армия под руководством Эрдэни-Батура, первого джунгарского хана, вторглась в Семиречье, захватив часть его территории. В том же году в ущелье реки Орбулак произошла знаменитая Орбулакская битва, в которой отряд из 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом в узком горном проходе некоторое время сдерживал 10-15 тысячное (по традиционной историографии 50-тысячное) войско джунгар, после чего джунгары, выйдя на равнину, вступили в сражение с 20-тысячным войском, приведённых на помощь эмиром Самарканда Ялангтуш Бахадуром из племени алшын; джунгарское войско в результате сражения было остановлено, Эрдэни-Батур повернул обратно в Джунгарию.
Жангир-хан боролся с джунгарами с переменным успехом и провёл три крупных сражения с джунгарскими войсками в 1635, 1643 и 1652 годах, но в последнем сражении погиб сам. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау, занятые джунгарскими кочевьями. В 1681—1684 годах в ходе очередного набега на Южный Казахстан был разрушен город Сайрам. Тем не менее, казахское ханство вплоть до смерти хана Тауке в 1718 году сдерживало натиск джунгарских завоевателей. Для организации отпора казахи вступали в союзные отношения с тяньшанскими киргизами, каракалпаками, ногайцами искали поддержки у Русского государства. При хане Галдане-Бошогту крупномасштабные военные действия возобновились. 1681 год — вторжение Галдан Бошогту-хана в Семиречье и Южный Казахстан. Казахский правитель Тауке-хан (правил в 1680—1718 годы) был разбит, а его сын попал в плен. В 1683 году джунгарская армия под командованием племянника Галдан-Бошогту-хана Цэван-Рабдана дошла до Чача (Ташкента) и Сырдарьи, разбив два казахских войска. В результате походов 1683—1684 годов произошёл военный захват джунгарами Сайрама, Ташкента, Шымкента, Тараза. В 1690 году началась полномасштабная война между Джунгарским ханством и Маньчжурской империей Цин. В 1703 году джунгарский хан Цэван-Рабдан организовал массовое переселение своих поданных енисейских кыргызов, угнав их из Южной Сибири в Алатау. Кыргызские переселенцы на новой земле занимались в основном военной службой и охраной границ, и участвовали в различных походах джунгар против казахов. Передовые отряды джунгарских войск доходили до реки Сарысу в Центральном Казахстане. Джунгарские вторжения встревожили казахов и побудили известных старшин, биев, народных батыров и наиболее дальновидных чингизидов приложить усилия к объединению военно-людского потенциала трёх жузов. Первый курултай (народное собрание кочевников) состоялось летом 1710 года в районе Каракумов. Курултай поставил создать общеказахское войско во главе с видным народным батыром — Богенбаем. |
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718