Методические принципы в процессе обучения на уроке математике
Джаппарова Кулзайра Имантаевна
Преподаватель математики
«Колледж транспорта и коммуникаций»ГККП
Каждая задача имеет идейную и техническую сложность.Идейная часть решения дает вопрос, как решать задачу.Техническая часть представляет собой реализацию найденной идеи.Занятия на уроке математике должны в равной степени способствовать повышению как идейной, так и технической подготовки студентов.С одной стороны, регулярное идейное обогащение, с другой – развитие технических возможностей, увеличение объемов проводимых без ошибок выкладок.Новые идеи, не опирающиеся на дополнительные теоретические сведения, следует вводить через задачи по схеме:задача – самостоятельный поиск решения – разбор ее решения – выделение идеи.
Ряд методических принципов в процессе обучения по математике.
- Принцип регулярности.Основная работа происходит не в аудитории, а дома, индивидуально.Полноценная подготовка невозможно без достаточно большого количества часов, посвященных работе над задачей.При этом лучше заниматься понемногу, но часто, но по много часов.
- Принцип параллельности. Несмотря на то что учебное пособие разбито на отдельные главы по темам, было бы совершенно неправильно изучать эти темы последовательно, одну за другой.Следует постоянно держеть в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь.
- Принцип опережающей сложности.Не следует загружать студента большой по объему, но несложной работой, так же как и ставить его в положение лисицы перед виноградом, задавая непосильные задачи.Студент может отложить трудную задачу, если он потрудился над ее решением опреденное время, скажем час, и она у него не получилась.В этом случае процесс усвоения новых идей будет более эффективным.Действие этого принципа будет тем лучше, чем ближе к друг другу по уровню математического развития члены группы.Кроме того, он развивает такие полезные качества, как сознательность, внутрення честность, научное честолюбие.
- Принцип смены приоритетов.В период накопления идей, а также при решении достаточно трудных задач студенту прощаются небольшие и даже средние огрехи в решении задачи;главное – правильная идея решения, которая может быть доведена до числа за разумное время.При решении задач главное – правильный ответ.
- Принцип вариативности.Очень полезно на примере одной задачи рассмотреть разлияные приемы и методы решения, а затем сравнить получившиеся решения с различных точек зрения:стандартность и оригинальность, объем вычислительной и объяснительной работы, эстетическая и практическая ценность.
- Принцип самоконтроля.Решив задачу, получив ответ и заглянув в конец учебника, обнаружив некоторые, иногда серьезные расхождения, студент делает кое-какие испрвления, в результате которых его ответ соответствует ответу, данному в учебнике, и считает, что все в порядке, хотя задача не решена.Регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы.
- Принцип быстрого повторения.По мере накопления числа решенных задач следует просматривать и некоторым образом раскладывать по полочкам образовавшийся задачный архив примерно по следующей схеме:эта задача простая – я ее без труда решил в свое время и сейчас вижу весь путь решения о начало до конца.Эта задача потруднее – я ее в свое время не решил, но хорошо помню ее решение, данное преподавателем.И наконец, эту задачу я не решил, объяснение вроде бы понял, но сейчас не помню, надо разобраться.
- Принцип работы с текстом.Немало трудных задач, снабженных лишь краткими указаниями.Понять эти указания, заполнить логические пробелы, выполнить промежуточные вычисления, рассмотреть самостоятельно варианты – главное назначение задач.
- Принцип моделирование ситуаций.Полезно моделировать критические ситуации, которые могут возникнуть на экзамене, и отрабатывать стереотипы поведения.