Инфографика – как инструмент визуализации на уроках русского языка и литературы
Инфографика – как инструмент визуализации на уроках
русского языка и литературы
Сатыбалдиева Мейрамгуль Жетыбаевна
Учитель русского языка и литературы
Атырауская область Курмангазинский район село Жамбыл
Общая средняя школа имени Панфилова
Информация прекрасна и жить без неё невозможно. Но она нуждается в ком-то, кто отфильтрует массивы окружающей нас информации и получит в результате что-то читабельное и полезное для использования.
Мартин Оберхаузер
По данным психологов:
85 % современных школьников это визуалы,
9% аудиалы,
5% кинистеты и только
1% дискреты
Использование метода визуализации:
Слово «визуализация» происходит от латинского visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный.
В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.
Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных.
Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации.
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике.
Визуализация в обучении позволяет решить следующие педагогические задачи:
‒ обеспечение интенсификации обучения;
‒ активизации учебной и познавательной деятельности;
‒ формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;
‒ формирование образного представления знаний и учебных действий;
‒ передача знаний;
‒ формирование умения распознавания образов;
‒ повышения визуальной грамотности и визуальной культуры;
‒ перенос образовательной информации;
‒ формирования навыков автоматизированного контроля знаний.
Техники визуализации учебной информации. Графический способ подачи информации, данных и знаний:
Принципы:
‒ содержательность;
‒ смысл;
‒ легкость восприятия;
‒ аллегоричность.
Формы:
‒ таблицы,
‒ диаграммы,
‒ графические элементы.
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала ;
- при повторении;
- при закреплении;
- при контроле и систематизации ;
- при обобщении,
- при выполнении домашних заданий;
- на уроках развития речи;
- при заучивании наизусть;
- при работе с текстом произведения;
- при самостоятельной работе…
Разновидности визуализации на современном уроке:
видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развёрнутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, тренажёры- все средства зрительного восприятия помогает создать кабинет, оснащённый компьютером ,интерактивной доской, принтером, сканером, мультимедийным сопровождением и Интернетом.
Традиционные способы визуализации:
- Опорные конспекты
- Схемы
- Таблицы
- Планы
- Развернутые вопросы и ответы
- Тренажеры и пр.
Современные средства визуализации:
- Инфографика
- Интеллект-карты
- Облако слов
- Коллаж
- Лента времени
- Различные интерактивные задания
Облако слов или тегов (англ. tagcloud, wordcloud, wordle) – это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Облако слов на сайтах устроено по принципу гиперссылок, где слово имеет тем больший размер в облаке, чем чаще оно встречается на сайте. Встречаются облака, в которых важность слова подчеркивается цветом.
Специальные программные средства для создания облаков слов:
- com
- com
- net
- Облакослов.рф
Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде.
Направления работы с инфографикой в образовательном процессе:
Анализ учащимися созданной учителем инфографики. Методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием:
Учащимся предлагаются задания, направленные на:
‒ анализ информации;
‒ сопоставление приведенных фактов;
‒ формулировка выводов;
‒ обобщение и постановка вопросов к представленной информации;
‒ задания на функциональное чтение.
Задания на функциональное чтение:
‒ опишите представленного персонажа (событие);
‒ представьте данные в табличной форме, как они будут изменяться в дальнейшем;
‒ составьте рассказ (план);
‒ дополните недостающие в тексте данные, используя инфографику.
Направления работы с инфографикой в образовательном процессе. Создание инфографикиучащимися: под руководством учителя на основе имеющихся данных .
Этапы создания инфографики:
- Формулирование цели создания и определение аудитории.
- Сбор определенного количества данных, материала по теме (данные могут быть представлены в различных форматах — текстовый контент, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.).
- Аналитика и обработка информации (привести материал к одному знаменателю: неоформленные графики, гистограммы).
- Построение доступной визуализации, верстка (весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид, выбирается формат: презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик).
Направления использования инфографики в образовательном процессе:
‒ организация целенаправленного восприятия информации;
‒ запоминание информации с опорой на графические образы;
‒ отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;
‒ способ делиться знаниями и результатами исследований;
‒ способ обработки данных исследований;
‒ развитие критического мышления;
‒ формирование навыков функционального чтения.
Возможности применения на уроках литературы:
- задание «Сформулируй тему урока» –в облако включить слова по
теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;
- задание «Угадай автора и название произведения» — в облако в этом
случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- задание «Собери имена героев» — учащимся предлагается самим
составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений либо одного крупного произведения, можно добавить лишних персонажей для исключения;
- задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые
раскрывают, какие чувства испытывает автор либо герой произведения;
- задание «Облако признаков» — собрать в облако слова, которые
описывают какой-либо предмет, явление, событие, героя;
- задание «Собери стихотворение» — слова из небольшого по размеру
стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- задание «Угадай пословицу (поговорку и т.п.)» — дается
большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит
основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие и т.д.
«Лента времени» (англ. timeline) – это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время.
- Таймлайнинг к произведению «Алые Паруса» А.Грина
- Рождение Ассоль – Смерть Мери – Возвращение Лангрена – Месть – Отчуждение – Предсказание – Вера в мечту – утро Ассоль – перстень – исполнение мечты.
Фотоколлаж. Средства создания коллажей:
Еще одно из средств визуализации информации, которое представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.
- com
- ru
- Avatan
- Photoshop
- Сcom
- com
- com
- Picasa
Научно-популярное кино, документальное кино:
один из видов научного кино, в общедоступной форме распространяющий знания, рассказывающий о развитии науки и техники и их взаимодействии с практикой. Оно служит целям образования и воспитания и активно влияет на мировоззрение зрителей.
Первые упоминания об использовании кино для образования и просвещения относятся к 1896—98 гг.
Важной особенностью НПФ (научно-популярных фильмов) и документальных фильмов является возможность пропагандировать достижения науки, техники, культуры, их влияния на жизнь общества, объяснение тех или иных природных и общественных явлений, теоретических проблем науки или популяризация открытий.
Создание презентации с интерактивными слайдами:
- В ходе создания презентации используется большой выбор
инструментов, такие как ключевые слова, ссылки, изображения, аудио и видео клипов, а также различного рода интерактивные объекты, которые можно врезать в слайды презентации.
- Здесь для работы пользователю предложено несколько вариантов
тестов, опросов, результирующих опросов.
- По умолчанию предусмотрен результирующий слайд на котором
сведены на одну все итоги работы с интерактивностями презентации.
- Презентации, созданные с использованием инструментария сервиса,
являются гибкими в использовании, просты для создания, публикации и редактирования.
Создание простых заданий и игр:
- Флеш-карты
- Диалог-карты
- Упражнения «Угадай ответ», с переносом слов, «Отметь слова», заполнение текста с пропусками, «Найди горячую точку»
- Викторина «Правда или ложь»
- Викторина – утверждение
- И другие…
Создание интерактивного видео:
Начав с загрузки видео, учитель может воспользоваться богатым набором интерактивных объектов, которые с успехом можно использовать в работе:
- Есть возможность добавления результирующего кадра, на
котором могут быть показаны все результаты в решении интерактивных заданий.
- Для добавления объекта перетаскиваем элемент из панели
инструментов на видео.
- Каждая интерактвность привязана на тот отрезок времени для
демонстрации видео, который покажется вам удобным.
Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
Примеры инфографики:
- Сущ. – СЧР, кто? Что? , предмет, ________ , _ _ _ _ _, _._._.
- Глаг. – СЧР, что делать? Действие, __________
На уроках русского языка учитель и ученики оперируют большими объемами информации, которые современному школьнику в текстовом виде усвоить очень сложно. Подача фактов о русском языке в компактном виде способна решить эту проблему, ведь правила орфографии и пунктуации или материал для изучения будут даны сжато, интересно и доступно.
Сложный материал, преподнесённый в виде инфографики, усваивается учеником быстро и чётко, ведь графическая информация, по мнению многих учёных, постигается легче, чем текстовая.
Инфографика способствует развитию навыков говорения, т.к. у ученика нет готового текста, а только информация, при помощи которой можно построить своё высказывание. Таким образом, инфографику не читают в привычном смысле, а изучают, делают выводы и создают собственный текст. Этот метод позволяет не только транслировать информацию, но выполняет аналитическую, конструктивную, адаптивную, экспрессивную и эстетическую функции .
Например, при изучении многих тем можно использовать инфографику любого рецепта.
Запишите рецепт, используя глаголы в будущем времени в 3 лице множественного числа.
Измените наклонение глаголов в рецепте. Используйте глаголы в будущем времени во 2 лице множественного числа в повелительном наклонении («сделайте»), обозначьте окончания глаголов.
Выпишите из инфографики все вещественные существительные.
Выпишите из инфографики все количественные числительные.
Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных: Для приготовления овсяного печенья вам понадобится ________ стакан овсяных хлопьев, ___ яйца, _____________________________ граммов сливочного масла, __________ стакан сахара, ___________ стакана муки, ванилин и _______ граммов разрыхлителя.
Создайте текст на основе инфографики.
Инфографика на уроках литературы:
- – Найти в инфографике 5-10 интересных фактов, событий, вершин в биографии писателя.
- – Проверить источники на истинность (найти подтверждение им в научных источниках).
- – Сделать краткое резюме, используя инфографику.
- – Составить анкету-опросник по приведенной информации для проверки понимания другими учащимися.
- – Рефлексия: «Что особенно запомнилось в данной инфографике?»
На уроках литературы проводится анализ персонажей — героев произведений. Как описывает героя автор? Как он выглядит, во что одет, какие привычки или яркие черты говорят о его внутреннем мире? Почему герой поступил именно так? Ответы на все эти вопросы выбираются из текста — на их основе создаётся графический портрет.
Визуализация при изучении литературных терминов:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А. Блок
Литературные приёмы:
Аллитератция Бессмысленный и тусклый свет;
Градация: ночь, улица, фонарь, аптека.
Интеллект-карта:
Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.
Формы:ментальная карта; диаграмма связей; карта мыслей, ассоциативная карта, mind map.
Используется:
‒ инструмент для структурирования идей;
‒ планирование времени;
‒ запоминание больших объемов информации;
‒ проведение мозговых штурмов
Правила составления ментальной карты:
- Вместо линейной записи использовать радиальную. Тема – в центре листа.
- Записывать только ключевые слова – наиболее характерные, яркие, «говорящие».
- Ключевые слова помещаются НА ветвях.
- На каждой линии только одно ключевое слово печатными буквами.
- Длина линии = длина слова.
- Размер букв и толщина линий – в зависимости от степени важности ключевого слова.
- Использовать разные цвета,рисунки и символы.
- Организовывать пространство, НЕ оставлять пустого места и НЕ размещать ветви слишком плотно.
Опора на визуальное восприятие может сделать уроки русского языка и литературы более понятными для современных детей.
Экранизации и иллюстрации из вспомогательного средства могут превратиться в ключ к пониманию художественного текста. Понимание правил и структуры языка станет проще для запоминания если в процессе изучения будут применяться ассоциативные рисунки, интеллект карты, инографы и прочее.
Приведённые примеры – это только малая доля существующих приёмов визуализации. Но главное что объединяет все эти методы – это желание учителя научить и заинтересовать своим предметом.
Подведём итоги:
Таким образом, визуализация учебной информации на уроке позволяет решать целый ряд педагогических задач и, прежде всего:
- активизацию познавательной деятельности;
- развитие визуального мышления;
- обеспечение интенсификации обучения.
- А также повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Использованная литература:
- Климкина Людмила Николаевна, «Инструменты визуализации на уроках русского языка и литературы»
- Мокшина Юлия Львовна, учитель русского языка и литературы, аспирант Санкт-Петербургский государственный университет, «Инфографика как инструмент визуализации на уроках русского языка и литературы».
- Овсюкова Ольга Александровна. МАОУ г. Иркутска, СОШ № 69. «Использование инфографики на уроках русского языка».
- Инфографика об инфографике (обучающие фильмы): http://www.e-osnova.ru/upload/file/2415_4.pdf, https://yandex.ru/video/search?text
- Сервер динамической инфографики по литературе – Клуб «Умная школа».
- Сервисы для создания инфографики: Piktochart, Easel.ly, Canva, Wordle.
- https://infourok.ru/prezentaciya-tehnologii-vizualizacii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-5127787.html
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718