Самоменеджмент учителя, или, как лучше организовать свою работу

Алматы қаласы Алмалы ауданы

КММ «№34 гимназиясының»  бастауыш сынып мұғалімі

Леонова Ирина Евгеньевна

Эссе  «Самоменеджмент учителя, или, как лучше организовать свою работу»

т.87476721350

Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю,как личности.

В настоящее время педагогические работники осуществляют работу в режимемногозадачности. Они должны не только повышать социальный статус образования,но и решать множество задач, связанных с охраной и укреплением физического ипсихического здоровья обучающихся, созданием благоприятных условий для ихразвития, формирования общей культуры личности, привития нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей, а также формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Кроме того, педагог сам при этом должен обладать определенными компетенциями и специальными знаниями, позволяющими ему качественно выполнять свою работу.Важность решения педагогическим работником множества рабочих задач и проблем, связанных с постоянным самосовершенствованием и повышением своего профессионального уровня в условиях катастрофической нехватки времени, а также необходимостью выполнения определенных домашних обязанностей, может привести к его нервно-психическому утомлению и переутомлению, поставить под угрозу не только свое здоровье, но и непосредственно сам педагогический процесс.Будучи педагогом в начальной школе я, как и многие другие, испытывала проблемы, связанные с напряжённым графиком работы, переработками, работой на дому, неспособностью самостоятельно решать профессиональные проблемы, неспособностью к самообразованию, как и из-за нехватки времени, так и из-за усталости. Зачастую все эти проблемы являются предвестниками многих болезней, стрессов и эмоциональных выгораний.Для того, чтобы научиться планировать свой рабочий день, рационально использовать своё время, не только на работу, но и на отдых, в настоящее время существуют различные техники управления собственным временем, одной из таких является тайм-менеджмент.Считаю, что современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента, для того чтобы правильно и рационально организовывать своё рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса.

Сейчас в мире разрабатываются разные направления тайм- менеджмента, а также в интернете можно найти массу книг по тайм-менеджменту, курсы и тренинги. Но универсальных навыков тайм-менеджмента не существует. Каждый создаёт для себя уникальную систему управления временем. Тогда в итоге можно получить не только карьерный рост, но получить удовлетворение от каждого дня, сделать режим своей жизни, как следствие работы привычным, ожидаемым, лёгким.Эффективность планирования рабочего времени базируется на целях деятельности в зависимости от их длительности: краткосрочных и долгосрочных. Такая основа управления не требует дополнительных усилий, поскольку все обозначенные действия и мероприятия получили свои предельные сроки в ходе процесса организации.Чтобы осуществить такой подход, учителю необходимо значительно пополнить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать не только других, но и самого себя, углубить свои представления о сущности гуманизации педагогического процесса.

Я часто задаю себе вопросы:

  • Могу ли я позволить себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые отношения с моими учениками?
  • Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам?
  • В достаточной ли степени я сама творческий человек, который может помочь детям понять людей и их внутренний мир, книги, все виды источников знаний – все, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?

Отвечая на поставленные вопросы, я прихожу к выводу, что умение рационально организовать свою учебно-воспитательную деятельность с детьми, работа по самосовершенствованию помогут положительно ответить на поставленные вопросы.

Организаторские способности являются профессионально важными для учителя. Организуя других, он прежде всего должен уметь правильно организовать самого себя.

На сегодняшний день время -это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность- его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Отсюда исходит важность правильного управления этим временем. Наиболее рациональные стратегии управления временем предлагает тайм-менеджмент.

Тайм-менеджмент – это использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Фактор времени является мощным стрессором.

Учителю хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Зная азы тайм-менеджмента, можно лучше организовать свою деятельность, избавится от стрессов и научиться находить время на отдых.

Самоменеджмент– это техника, методика, комплекс приемов, которые подразумевают рациональное использование различных внутренних, в том числе, временных ресурсов. Данная методика позволяет достигать лучших результатов при меньших нагрузках. Кроме того, речь здесь идет о применении в работе эффективных методов, которые обеспечивают экономию ресурсов. Если брать во внимание цель самоменеджмента, то она и заключается в том, чтобы максимально использовать все имеющиеся ресурсы и сократить затраты времени на выполнение тех или иных операций.

Давайте проверимнасколько хорошо Вы справляетесь со своей работой? Прочитайте определения и оцените их по четырехбальной шкале.

Самооценка в баллах:0-почти всегда; 1- иногда; 2 – часто; 3 – почти всегда.

  1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.
  2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.
  3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации.
  4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.
  5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие дела я выполняю в первую очередь.
  6. Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданного созываемых совещаний.
  7. Свою дневную нагрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.
  8. В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
  9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных проблемах».
  10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.

Если Вы теперь суммируете баллы, набранные вами в результате оценки вашего рабочего стиля, то получите следующие результаты:

0-15 баллов: Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых своих целей Вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.

16 – 20 баллов: У вас хороший самоменеджмент.

26 – 30 баллов: Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время. Позвольте окружающим Вас людям приобщиться к Вашему опыту.

Практика показывает, что большинству из нас следует продолжить работу над инвентаризацией своего времени. С помощью несложной формулы попробуем определить капитал своего рабочего времени (К1), свободного (К2,К3) и весь капитал личного времени (К) по несложным формулам:

К1=Ах1760, где А = пенсионный возраст минус Ваш настоящий возраст (например: 61-24 = 37, А = 37).

К2 = А х 660

К3 =Ах1740

К=К1 +К2=К3 (часов).

К – это весь ваш капитал времени, а время необратимо. Поэтому находите время для работы (успех), размышлений (силе), игры (молодость), чтения (знания), дружбы (счастье), мечты (путь в неведомое), веселья (радость души). И постарайтесь устранить основные поглотители времени.

Мой небольшой опыт работы в школе подсказывает мне, что важно планировать свой рабочий день вечером, подводя итоги пройденного дня, и расписывать план на следующий день с учетом форс-мажоров. Делать это можно в блокноте, в таблице личного ПК или смартфона, используя гугл или мэйл-календарь. Важно, чтобы вы видели своими глазами, что вам надо сделать и что вы сделать не успели. Вариант «все держать в уме» не подходит – слишком большой риск пропустить важную встречу либо срочное дело. Организация рабочего дня означает, что вы подчиняете себе свою работу и свое время и не допускаете, чтобы было наоборот.

Для подведения итогов конкретного дня применяйте метод «пяти пальцев», который ориентируется на начальные буквы названий пальцев.

М (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил ?

Б1 (безымянный палец) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) – состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У (указательный палец) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или «поспособствовал»?

Б2 (большой палец) бодрствовать, физическая форма: каким было мое самочувствие.

Систематические занятия самоменеджементом позволяют избавиться от текучки, вороха бумаг на столе, лишних страхов и тревоги. Сохраните свое время и здоровье для самосовершенствования.

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *