Мы – разные, но мы – равные в рамках реализации проекта
Алматы қаласы Алмалы ауданы
КММ «№34 гимназиясының» педагог-психолог
Гоцкина Елена Михайловна
Эссе на тему: Мы – разные, но мы – равные в рамках реализации проекта
«Школа семейного воспитания»
«Роль психолога в оказании консультативной помощи родителям в вопросах семейного воспитания»
т. 87753289605
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов, воспитателей и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждых своих проблем и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно семья с раннего детства призвана заложить у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Совместно с родителями, педагогический коллектив нашей школы пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Французский историк Альфонс де Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».
Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации. Посещая семьи и беседуя с родителями, педагоги узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Консультации могут быть тематическими. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточной, эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, педагогу необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, встречи с учителями – предметниками, администрацией.
В ходе психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания очень важно добиться атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей. Родители идут на встречу с психологом в надежде получить ответ на вопрос: что же я делаю не так? Люблю его, развиваю, следую всем рекомендациям, а он слишком застенчив или напротив – агрессивен? И здесь начинается трудная и долгая работа: донести до сознания родителей, что с первого дня жизни родители передают ему свои представления о жизни, об окружающем мире: «Мир опасен» или «Мир интересен». Совсем не обязательно произносить эти формулировки, природа наделила детей способностью безошибочно улавливать интонации речи, детали поведения, выражения лиц. Самое сложное объяснить родителям, как не словом, а взглядом можно сформировать жизненную установку ребенка. Однажды на консультации мне удалось начать продуктивный диалог с мамой, рассказав ей маленькую историю о грозе. «Над дачным посёлком собирается гроза. На одном из дачных участков мать говорит ребёнку: «Вот здорово, какой сейчас будет дождь! А потом все листья на деревьях будут блестящие и чистые. И гром, и молния – такая красота, мы всё это увидим!» Ребёнок подхватывает радостное настроение матери и ждёт грозы как чуда, которое им так повезло увидеть.
В тот же момент на соседнем участке другая женщина торопливо срывает, развешанное на верёвках бельё, тревожно причитая: «Ой, что твориться, сейчас всё зальёт, только бы успеть собрать…» Таким же тревожным голосом она окликает ребёнка, тот бежит в дом, спеша укрыться от явно нависшей опасности». Ни одна из женщин не обращалась к ребёнку со словами: «Гроза – это страшно, мы в опасности» — или: «У тебя нет причин бояться грозы». Но ребёнок уловил все детали поведения матери, интонации, мимику лица, в каждом случае свои. Дети приняли модель реакции матери, и в будущем в подобных ситуациях именно эта модель будет тиражироваться.
Незатейливая метафора сделала своё дело, заменила часы долгих бесед – мама задумалась. Взяла время на размышление, наблюдения…теперь уже не за ребёнком, а за собой.
Всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приемы и решения. Они более трудны и кропотливы. Изменить ситуацию в семье не в нашей власти, и тогда на помощь приходят учителя. Именно в их власти изменить обстоятельства жизни ребенка в школе: окружить ученика вниманием и заботой, дать возможность почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помочь пережить радость успеха. Словом, повысить социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности.
Антон Семенович Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома».
Ребенок повторяет все, что мы делаем, говорим, совершает те же поступки, что и мы. В семье ребенок получает первое представление о том, как надо жить и вести себя в обществе. Общение в семье задает детям определенные модели поведения. Стиль общения в семье влияет на дальнейшее формирование личности ребенка.
Дети нас не слышат. Дети на нас смотрят. Ведь именно родители, их поведение, отношение друг к другу, интонации в речи являются как основным примером для подражания на протяжении всей жизни, так и основным фактором в формировании детско-родительской привязанности… Именно родители должны быть теми людьми, на которых ребенок будет равняться, которых он будет уважать, восхищаться.
Прежде всего, это та семейная атмосфера, когда каждый из членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности и защищённости. У ребёнка в этих условиях преобладает жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям. Всё это свидетельствует о том, что ребёнок растёт психологически здоровым. Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности – высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих, и не пытаются доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и уважает самого себя, тем лучше он относится к другим и тем лучше их мнение о нем.
Американский хирург Роберт Мак сказал: «Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать».
Говорите ребенку о своей любви. Чаще обнимайте его. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить, что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете.