Методика преподавания истории Казахстана и формирования исторических знаний
Слова «методология» происходит от древнегреческих слов «methodos», то есть путь исследования, «метод познания». Методика преподавания истории – предмет, изучающий ход преподавания истории, ее закономерности и связи с другими науками с целью использования основы преподавания истории, ее закономерностей в целях образования, воспитания и развития подрастающего поколения.
Методика преподавания истории как научного предмета создает содержание, организацию и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся, руководствуясь концепцией школы, задачами подготовки качественной, всесторонне развитой личности.
Преподавание истории в школе – сложное, многогранное, противоречивое педагогическое явление. Его закономерности определяются на основе объективной связи между обучением, развитием и воспитанием учащегося. И основой процесса является воспитание студентов. Методика читает и изучает приемы руководства усвоением учебного материала, объективные, постоянные повторяющиеся связи между основными частями процесса обучения истории, наглядно показывает цель и содержание обучения. Удобная форма обучения и воспитания выбирается в соответствии с целью и содержанием. Эффективность организации процесса обучения истории определяется стабильностью достижения старшеклассниками высоких результатов в овладении историческими знаниями.
Точное определение цели обучения является одним из аспектов повышения его эффективности. При определении целей следует учитывать не только общие задачи образования, но и развитие, познание, предприимчивость учащихся, обеспечение необходимыми материалами учебного процесса. Учитель всегда должен быть в состоянии достичь цели, поставленной на уроке. Содержание является неотъемлемой частью преподавания истории. Развитие исторической науки и ее методологии, педагогики и психологии, методологии оказывает большое влияние на содержание и объем образования. Также смена времен, запрос на новый образ жизни нового времени меняет и содержание предмета истории в школе.
Педагогическая эффективность организации исторического образования определяется его соответствием содержанию и цели образования, возрастным особенностям учащихся и уровню подготовки. Изучая объективно сложившуюся взаимозависимость между разными частями образования, методика преподавания истории рассматривает образование, воспитание, развитие как единую систему, а также влияние на ум, чувства и поведение учащегося в целом. Цель формирования гуманистического, национально-патриотического и более объективного мировоззрения состоит в создании единства мысли и силы воли.
Методология как наука:
Зачем обучать, то есть какие цели можно и нужно ставить с учетом возрастных особенностей учащихся и конкретных возможностей школьного курса?
Чему учить, то есть как подобрать удобное содержание обучения и его структуру, чтобы более успешно реализовать цель обучения?
Как учить, то есть какими способами эффективнее осуществлять учебную деятельность, как добиться высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся? – отвечает на вопросы.
Методика предлагает различные приемы и приемы обучения, раскрывает смысл связей между материалами разного характера и содержания и организацию их учебной деятельности. Знание этих связей помогает учителю.
В новую эпоху основной методологической основой методики преподавания истории является гуманистический подход. При изучении курса преподавания истории методика учитывает возрастные и познавательные особенности учащихся, ориентируется на общую теорию педагогики. Историческая наука является основой академической дисциплины, но не ее миниатюрной моделью. История как школьный предмет не включает в себя предмет историографии и не включает в себя отдельные спорные вопросы.
Особенность методики обучения состоит в том, что она не изучает законы истории как специальную историческую науку. Его
имеет свои особые и сложные задачи: подобрать основные данные исторической науки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к школе, построить историческое образование таким образом, чтобы младшие подростки полнее и осознаннее усваивали содержание истории, а через них, их взгляды и позиции как граждан формируются в гуманистическом направлении.
Вид, метод и средства обучения историческому процессу в школе отличаются от методов научного исследования, однако различные «исследовательские» методы, применяемые в старших классах, позволяют подросткам познакомиться с первыми образцами научно-исследовательской работы. Если историческая наука определяла содержание урока истории как предмета, то педагогическая наука определяла объем и уровень абстракции данного исторического знания. Поэтому для достижения успеха в преподавании истории, в педагогической практике, в решении проблемы, чему и как учить, необходимы методические исследования.
Историческое понимание является ядром системы научного знания. В процессе образования одновременно происходит формирование исторического воображения и исторического понимания; понимание основано на воображении. Однако между ними есть различия. Исторический призрак индивидуален для каждого ребенка, его формирование происходит в соответствии с характером и психологическими особенностями детей. Ведь на формирование образов в сознании ребенка влияют не только школьные уроки, но и телевидение, кино, художественная литература, СМИ и Интернет. Историческое представление должно быть четко сформировано у всех учащихся на одном уровне. Овладение историческим пониманием является необходимым условием формулировки многих исторических фактов.
Для того чтобы эффективно руководить процессом формирования понятий, необходимо знать его классификацию. Понятия делятся по содержанию исторического материала:
А) экономическая – об хозяйственной жизни и орудиях труда, экономических процессах в разные исторические периоды;
Б) общественно-политические – понятия, отражающие общественные отношения и политическое устройство государства (монархия, демократия, деспотия, абсолютная монархия и т. д.);
Б) историко-культурные (гуманистическая культура эпохи Возрождения, материальная и духовная культура и др.);
Г) идеологические (религиозный, утопический социализм, коммунизм, фашизм и др.).
Кроме того, в зависимости от того, широка или узка тема, может быть и другой тип классификации:
отдельные исторические понятия, присущие определенным периодам отдельных стран (сфинкс, мушкет, смерд, хан, судья и др.). Учащийся может изучить эти исторические понятия из материалов 1-2 урока.
понятия, характерные для одной или нескольких стран в одну эпоху (простое производство, буржуазные рыночные отношения, феодализм и др.);
социальные понятия – указывают на общие связи и закономерности исторического процесса, характерные для одной или нескольких исторических эпох. Они являются высшими формообразующими понятиями. С учетом возрастных особенностей учащихся она раскрыта во всех курсах истории. Полное формирование этих понятий осуществляется в выпускном классе.
Список литературы:
1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Семь уставов, 1999.
2. Закон Республики Казахстан об образовании. – Алматы: Семь уставов, 1999.
4. Гражданский кодекс Республики Казахстан. – Алматы: Семь уставов, 1999.
5. Закон Республики Казахстан о труде. – Алматы: Семь уставов, 1999.
6. Турлыгуль Т.Т. Теория и методика преподавания истории Казахстана в школе. – Алматы: Школа, 1984.
7. Турлыгуль Т.Т. Способы улучшить уроки истории. – Алматы: Школа, 1984.