«Формирование профессиональной компетенции педагогов начальных классов через дуальное обучение»
Актюбинская область
Алгинский район
КГУ”ТИККАЙЫНСКАЯ основная школа”
Холостенко Елена Васильевна
Учитель начальных классов
«Формирование профессиональной компетенции педагогов начальных классов через дуальное обучение»
Аннотация
В данной статье говорится о том, какое особое значение в подготовке педагогических кадров в современных условиях приобретает сочетание теоретических основ профессиональной деятельности с практическим овладением ею, о качестве профессиональной компетенции педагогов. Основное внимание акцентируется в формировании профессиональных компетенций посредством дуального обучения. Ключевые слова: дуальное обучение, компетенции, младшие школьники.
Abstract
This article discusses the special importance of combining the theoretical foundations of professional activity with practical mastery of it in the training of teachers in modern conditions, and the quality of professional competence of specialists. The main focus is on the formation of professional competencies through dual training. Keywords: dual training, competence, primary school students
В настоящее время остро встал вопрос о качестве профессиональной компетенции специалистов, в нашем случае педагогов начальных классов. Компетенция – профессиональное умение применять правильно на практике полученные знания, умения и опыт. Именно поэтому современному специалисту так важно владеть ключевыми компетентностями, чтобы быть незаменимым профессионалом. Компетентный специалист способен выходить за рамки преподаваемого предмета, видеть как внутри предметные, так и межпредметные связи, он имеет большой творческий потенциал саморазвития, способен к самоанализу и самообразованию. Подготовка учителя начальных классов отличается от подготовки любого другого учителяпредметника тем, что профессия учителя начальных классов уникальна и неповторима. Он является поли-предметником, одновременно обязательно являясь и классным руководителем, и психологом, и социальным педагогом. В подготовку учителя входят предметы гуманитарного и политехнического циклов. Учитель начальных классов – и филолог, и математик, и биолог, и физрук, и музыкальный работник, и учитель изобразительного искусства, и трудового обучения – и всѐ это в одном лице. Для того, чтобы полноценно проводить уроки по всем этим дисциплинам, необходима основательная подготовка по основам этих дисциплин. Подготовка будущего учителя долгий трудоемкий процесс. Студент погружается в профессию поэтапно. Приняв за основу психолого-педагогические положения об организации учебнопознавательной деятельности школьников, можно выделить определенные дидактические умения учителя начальных классов, которые служат базой для формирования профессиональной компетентности в разрезе преподаваемых дисциплин:
- умение осуществлять постановку целей усвоения учебного материала;
- умение стимулировать положительную мотивацию в процессе усвоения;
- умение организовать успешное восприятие учебного материала;
- умение обеспечить осмысливание изучаемого;
- умение организовать закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков;
- умение осуществлять контроль за ходом усвоения знаний;
- умение выполнять корректировку процесса усвоения.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в стандартных и нестандартных условиях. Профессиональные дидактические умения, необходимые для управления процессом усвоения младшими школьниками знаний и способов деятельности, представляют собой обобщенные умения учителя, образуемые некоторой совокупностью частных умений, с помощью которых осуществляется творческое решение конкретных дидактических задач. При правильно организованном процессе обучения в ВУЗе, эти умения формируют профессиональную компетентность будущего педагога. Таким образом, при подготовке будущего учителя начальных классов, для эффективного формирования его профессиональной компетентности, необходимо учитывать не только общепедагогические, психологические, методические, организационные аспекты этого процесса, но и специфические особенности подготовки этих уникальных по своей сути специалистов – закладывающих основы всех наук и формирующих характер и мировоззрение подрастающего поколения своей страны. Я считаю, что для качественного улучшения практической подготовки специалистов в системе высшего образования большое значение имеет развитие и внедрение в учебный процесс элементов дуального обучения. В дуальном обучении реализуется принцип взаимосвязи теории с практикой, который позволяет будущему учителю начальных классов приобрести необходимые компетенции в процессе работы в школе. Такое обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, при этом работодатели сами будут участвовать в подготовке специалистов необходимого уровня. Дуальная система профессионального образования получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки рабочих кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Однако, как показал опыт, вполне жизнеспособна и эффективна при подготовке учителей начальных классов и воспитателей. Одновременно с учебой студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю обучение осуществляется на базе учреждения. В образовательном учреждении с помощью преподавателей обучающиеся приобретают необходимые теоретические знания, а опытные учителя в школах, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, помогают им сформировать практические навыки работы. Изменения в системе образования, связанные с переменами в экономической, политической и социокультурной жизни казахстанского общества, выдвигают качественно новые требования к формированию и становлению личности специалиста в области образования. В настоящее время востребован учитель, способный на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать поставленные задачи, профессионально действовать в постоянно меняющихся условиях педагогической действительности, мыслить нестандартно и критически, способный сформировать и реализовать свою педагогическую позицию. Итак, при дуальном обучении предполагается обеспечение на младших курсах общетеоретической базы, а на втором-четвѐртом курсах – работу по индивидуальному плану, содержащему практико – ориентированные учебные задачи, требующие выполнения в производственных условиях. При дуальной целевой подготовке обучающийся приобретает на ранних стадиях обучения определенные профессиональные компетенции.В процессе работы он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии. Для успешного решения поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, можно выделить четыре вида профессиональной компетентности специальную, социальную, личностную, индивидуальную. Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Именно дуальная система обучения обеспечивает такой деятельностный подход, при котором наиболее эффективно формируются профессиональные компетенции учителя начальных классов. Основная цель обучения, по дуальной системе это самостоятельное выполнение профессиональных задач после окончания обучения. В связи с этим весь процесс обучения направлен на то, чтобы выпускники могли планировать, выполнять и оценивать свою профессиональную деятельность. Цели программы обучения и отбор содержания подчинены интересам профессии и тесно связаны с ней. Дидактические принципы составляют ориентированную на трудоустройство концепцию обучения. Она может быть реализована разными методами, но главный принцип – ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности (формирование «компетенции действия»). Компетенция действия может быть приобретена только посредством деятельности. За каждым студентом закрепляется наставник – наиболее квалифицированный специалист, опытный учитель-наставник, осуществляющий:
- передачу личного профессионального опыта;
- формирование общих и профессиональных компетенций, обучение наиболее рациональным приемам и методам работы;
- мобильную корректировку профессиональных компетенций студентов.
- обеспечение оптимального использования времени и ресурсов;
- повышение мотивации студентов к установлению длительных трудовых отношений с предприятием;
- приобщение студентов к корпоративной культуре учебного заведения. Таким образом, обучение на предприятии (в колледже, в школах) обеспечивает развитие ряда компетенций, среди которых выделяют личностные, социальные, профессиональные, общеобразовательные и др.
Разработка обеих частей программы предусматривает создание единой рабочей группы и тесное взаимодействие в процессе работы школы и колледжа. Роль работодателя при дуальной модели обучения значительно расширяется: работодатели принимают участие в составлении учебных программ, программ учебных и производственных практик; делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов. Обучающиеся имеют возможность отработать профессиональные компетенции на базе предприятия под руководством опытного наставника, а, следовательно, стать настоящим профессионалом.
Список литературы
- Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина; ВНИИ проф.-техн. образования. – М. : Высш. шк., 1990. – 117,[2] с.; 20 см.;
- Клименко Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы. // Педагогика. 2003. № 2.
- Есенина Е.Ю. Центр Профессионального образования «Что такое дуальная система образования?»