Возникновение системы ГУЛАГа СССР на территории Казахстана
Возникновение системы ГУЛАГа СССР на территории Казахстана.
Высший многопрофильный колледж гражданской защиты.
Ахметов.А.К.преподаватель истории
Садуов Б.К. преподаватель географии
История ГУЛАГа тесно связана с использованием принудительного труда в советской экономике. Из прошлого известно много способов принуждения к труду, но в истории новейшего времени, наверное, мало где столь широко принудительный труд применялся на государственном масштабе, как в Советском Союзе при Сталине. Причем использование труда заключенных было лишь одной из форм принудительного труда.
Решать производственные задачи, которые ставило сталинское руководство, и стимулировать людей к их выполнению можно было разными способами. В политэкономии есть понятие внеэкономического принуждения, когда приходится выполнять ту или иную работу на основе неэквивалентной компенсации за труд и использования таких способов принуждения как личная зависимость, прямое насилие, угроза насилия, различные формы репрессий, наказаний и всего прочего, что может придумать государство или владельцы средств производства и управляющие, чтобы заставить людей работать интенсивнее, больше и дольше.
Диапазон оценок и мнений в вопросах организации труда осужденных к лишению свободы весьма широк. Известный немецкий криминолог Миттельштедт считал: «Заключенный преступник должен работать как раб, ибо он находится в уголовном рабстве» [1].
Собственные взгляды на организацию тюремного труда высказывали не только юристы – ученые, но и крупные организаторы промышленности. При этом следует отметить, что их взгляды были более прогрессивными. Так, американский «отец машиностроения» Генри Форд высказал мнение о том, что «пока вообще существуют тюрьмы, они могут быть с такой точностью приспособлены к общей системе производства, что тюрьма явится продуктивной рабочей общиной на пользу общества и на благо самих заключенных. Хорошо поставленная тюрьма не только должна была бы содержать себя, но заключенный должен был бы иметь возможность подкармливать свою семью или, если у него таковой нет, откладывать сбережения, которые дадут ему возможность стать на ноги после освобождения» [2].
Свершения Октябрьской революции 1917 года привело к обновлению всего государственного механизма, в том числе и тюремной системы. В результате слома старого и создания нового государственного аппарата была ликвидирована царская тюремная система и положено начало созданию принципиально отличной от предшествующей системы мест свободы одного типа [3].
В рамках этого процесса проводились и преобразования в различных сферах тюремной деятельности, в том числе в практическом решении задачи по трудовому использованию осужденных.
Термины «трудовая обязанность» и «трудовая повинность» употреблялись как синонимы. Были и нововведения, придуманные новой властью. Это – мобилизации, государственная организация специальных принудительных работ, трудовых лагерей, использование трудовых армий. Одновременно большевистское государство провозглашало политику перевоспитания трудом, в которой многие авторы усматривают больше лицемерия, чем реализма, но, кажется, на первых порах большевистские комиссары были искренне убеждены в «целительной» роли принудительного труда.
Одним из первых документов, свидетельствующих о ломке основных средств достижения цели наказания, являлось постановление НКЮ от 30 января 1918 г «О тюремных рабочих командах» [4]. Заложенные здесь принципы организации труда в местах лишения свободы соответствовали условиям происходящего переустройства общества.
К числу первых правовых актов, содержащих систему норм исполнений наказаний в виде лишения свободы, следует отнести Временную инструкцию Народного комиссариата юстиции РСФСР от 23 июля 1918 года «О лишении свободы, как о мере наказания и о порядке отбывания такового» [5]. В соответствии с Временной инструкцией, все лица, лишенные свободы, способные к труду, должны были обязательно привлекаться к физическому труду.
Коммунистическая партия, придя к власти, стала претворять ее положения на практике. Определения в качестве важнейшего средства исправительно-трудового воздействия на осужденных к лишению свободы общественно полезного труда, в последующие годы вылилось в труд по принуждению.
Подтверждается это и тем, что с первых лет после революции начались поиски такой формы учреждения, предназначенного для отбывания наказания в виде лишения свободы, в котором можно было бы организовать труд осужденных. Будущее виделось за реформаторами и земледельческими колониями, которые, по мнению составителей Временной инструкции, наиболее полно могли обеспечить решение поставленной задачи по вовлечению осужденных в трудовые процессы.
В трудовой практике 1920-х гг. государство продолжало прибегать к принудительным работам, хотя их размеры значительно сократились. Лица, приговоренные судом на срок более 1 года, должны были работать в домзаках, тюрьмах и исправительно-трудовых колониях (ИТК). Трудовые колонии были двух типов: открытого и закрытого. ИТК открытого типа создавались вне городов для борьбы с нищенством, проституцией, беспризорностью, бродяжничествоми строились на началах самоорганизации и самоуправления. ИТК и прочие исправительно-трудовые учреждения закрытого типа рассматривались как изоляторы для борьбы с уголовными преступлениями, но все исправительно-трудовые учреждения считались советскими хозяйственными организациями, которые ставят своей целью привитие трудовых навыков осужденным и рациональное использование их труда. Осужденные на срок менее года отбывали наказание без лишения свободы «в целях разгрузки тюрем и колоний». При советских органах создавались отделы (бюро) организации принудительных работ. Приговоренные к ним должны были получать 50% заработной платы (в отдельных случаях 75%). Отделы принудительных работ были обязаны создавать предприятия для осужденных на срок свыше 6 месяцев или организовывать общественно-полезные работы. Уголовное преследованиекак метод принуждения к труду в 1920-е гг. не имело широкого применения.
12 августа 1919 г заместитель Народного комиссара юстиции П.И.Стучка утвердил «Устав трудовых земледельческих колоний для лишенных свободы» [6], призванный регулировать порядок отбывания наказания в этих специфических учреждениях. Колонии, согласно Уставу, в основном предназначались для содержания лиц, осужденных судебных приговором к лишению свободы на срок от шести месяцев до трех лет. Труд осужденных был обязательным и оплачивался.
Анализ документальных источников и архивных документов первых лет после революции показывает, что в 1919 году Центральный карательный отдел (ЦКО) НКЮ стоял на точке зрения отношения к осужденным как к вольнонаемным рабочим. Направленный на места циркуляр регулировал многие вопросы, связанные с использованием осужденных в трудовых процессах. В нем, в частности требовалось неукоснительное соблюдение оплаты труда. К работающим применялось общие положения о труде: 8-часовой рабочий день, особая зарплата сверхурочных работ, а также повышение продовольственного пайка для занятых тяжелым физическим трудом.
Особым постановлением НКЮ от 4 декабря 1919 г стимулировался труд лишенных свободы, занятых тяжелыми физическими работами вне тюрьмы (как, например, работами по заготовке и погрузке дров), «работающих сверхурочно и вырабатывающих сверх установленной нормы, засчитываются каждые два дня работы за три дня срока наказания».
В первые годы становления Советской власти в условиях острейшей классовой борьбы, принявшей форму военных столкновений, сложилась особая система мест лишения свободы, предназначенных для борьбы с контрреволюцией. В постановлении СНК РСФСР от 5 сентября 1918 года «О красном терроре» предлагалось изолировать активно выступавших против рабоче-крестьянского государства в концентрационные лагеря[7].
Создание таких лагерей, которым было дано наименование лагерей принудительных работ, происходило согласно декрету ВЦИК, изданному в апреле 1919г. Лагеря создавались губернскими чрезвычайными комиссиями с последующей передачей их в ведение НКВД республики [8].Круг лиц, направляющихся в лагеря принудительных работ, фактически стал весьма широким. В соответствии с названным декретом в лагеря направлялись лица, в отношении которых состоялись постановления отделов управления ЧК, революционных трибуналов, народных судов и других органов советской власти.
17 мая 1919 г постановлением ВЦИК было утверждено положение «О лагерях принудительных работ». В лагерях находились осужденные и интернированные по различным основаниям. Среди осужденных были и контрреволюционные преступники и лица, совершившие общеуголовные преступления (в частности, спекулянты, дезертиры, шулера, распространители наркотиков, осужденные за должностные преступления). Все категории осужденных и интернированных подлежали привлечению к труду.
В 1917-1920 г.г. значение труда как одного из основных средств осужденных постоянно уточнялось. В «Положении об общих местах заключения РСФСР» (1920 г) была определена роль труда применительно к местам лишения свободы. Здесь указывалось, что «Труд, обязательный для каждого гражданина РСФСР, является обязательным и для заключенных». Основная цель вовлечения осужденных в трудовые процессы сводились пока еще к стремлению приучить и приохотить заключенных к труду и тем самым предоставить им возможность после выхода из места лишения свободы жить трудовой жизнью.
Развитие исправительно-трудового дела в стране получило свое выражение в принятии исправительно-трудовых кодексов союзных республик. Первый такой кодекс – ИТК РСФСР был принят Второй сессией ВЦИК одиннадцатого созыва 16 октября 1924 г. В 1925г. были приняты исправительно-трудовые кодексы в Украинской, Азербайджанской и Грузинской ССР, в 1926г. – в Белорусской и Узбекской ССР, в 1929г. – в Туркменской ССР.[9]
Литература:
- Ременсон, А. Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных – Дисс док юрид наук Томск: ТГУ, 1964. С. 722.
- Ширвинд, Е. Г. Исправительно-трудовое законодательство М, 1925 С 81-82.
- См: Сборник действующих циркуляров Центрального Карательного отдела НКЮ за 1917-1920гг – М,1921.; См: Астемиров,З. А.Становление советского исправительно-трудового права (октябрь 1917-1925) Вып 1 Ч1 Рязань, 1984 С 33-38; Кузьмин, С.И. Политико-правовые основы становления и развития исправительно-трудовых учреждений М: Академия МВД СССР, 1988 С 6-8.
- СУ РСФСР 1918 №19 С. 284. Постановлении СНК РСФСР.
- Сборник нормативных актов по Советскому исправительно – трудовому праву М, 1959 ,С 15-26.
- Тюремное дело в РСФСР Отчет по ЦКО НКЮ УП съезду Советов – М, 1919 С. 9.
- См: СУ РСФСР ,1918 № 65 Ст 710. Постановлении СНК РСФСР.
- См: Известия 1919 15 апреля.
- Сборник приказов, циркуляров и инструкций НКЮ и НКВД РСФСР за 1918-1928 г.г. о деятельности мест лишения свободы – М, 1959 С. 8-21.;