РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ МЕЖДУ ВУЗАМИ КАЗАХСТАНА И РОССИИ

З.Б. Ахметова, Р.М. Маликова, К.А. Муса 

Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби

 

Ключевые слова: Казахстан, Россия, наука, дистанционное образование, инновации, сотрудничество.

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации мировой экономики, широкого распространения информационных и коммуникационных технологий, пронизывающих все сферы человеческой деятельности. Одним из характерных явлений в развитии систем образования в развитых странах становится дистанционное обучение.

Казахстан и Россия прошли плодотворный путь развития добрососедских взаимоотношений через налаживание партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. В рамках международного сотрудничества большая работа выполняется в сфере образования [1].

Вхождение Казахстана и России в мировое образовательное пространство ставит обе страны перед необходимостью разработки стратегического плана развития сотрудничества в сфере высшего и послевузовского образования. Это связано с переходом на новую модель национальных систем образования, которые учитывают богатый опыт и достижения системы высшего профессионального образования, а также общемировые тенденции его развития.

Совместные казахстанско-российские фундаментальные исследования и прикладные разработки осуществлялись в соответствии с приоритетами научно-технического развития обоих государств в рамках Программы казахстанско-российского сотрудничества в области науки и техники, одобренной протоколом 5-го заседания Казахстанско-Российской Межправительственной комиссией по сотрудничеству от 15 февраля 2001 г. Ежегодно, начиная с 2003 г., Правительством РФ выделяется квота для граждан Казахстана на обучение за счет федерального бюджета в высших учебных заведениях РФ и научных учреждениях системы РАН по приоритетным для казахстанской экономики специальностям и направлениям подготовки. По данным Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ, казахстанские студенты оказались на первом месте по количеству среди иностранных студентов в России. Их в 2016-2017 академическом году, по данным Росстата, было уже 73455 человек. Также, согласно данным ведомства, наибольшее количество казахстанских студентов, получивших российские дипломы, трудоустроены по техническим и медицинским специальностям. Из всех стран Содружества Независимых Государств только РК и РФ после развала СССР сохранили научный потенциал, который в новых исторических условиях развивался по многим приоритетным направлениям. И одним из важных направлений, являлось совместное научное сотрудничество вузов Казахстана и России, которое позитивно сочеталось с совершенствованием высшего образования в дружественных странах с учетом использования накопленного опыта в лучших университетах как в РК, так и РФ [2].

КазНУ им.аль-Фараби (Казахстан) (www.kaznu.kz) и РУДН (Россия) (www.rudn.ru) на основании Соглашения о сотрудничестве в области образования и науки и на основании договора об академическом обмене студентами решили извлечь выгоду из возможностей дистанционного обучения в условиях пандемии и усилить свои конкурентные преимущества на образовательном пространстве [3].

В 2021 году одиннадцать студентов 4 курса РУДН (Российский Университет Дружбы Народов) кафедры «Маркетинг» проходило дистанционное обучение по двум предметам «Интегрированные маркетинговые коммуникации», «Стратегический менеджмент» в ведущем вузе Казахстана – в Казахском национальном университете имени аль-Фараби. Занятия проходили в онлайн режиме на платформе ZOOM.

Дистанционный учебный процесс в КазНУ им. аль-Фараби обеспечивается на основе следующих информационных систем:

  1. Система автоматизации управления учебным процессом «Univer» univer.kaznu.kz, разработанная в Департаментом Информационных Технологий КазНУ, которая предоставляет студентам, преподавателям и руководству университета следующий функционал:

— круглосуточный доступ к системе через сеть интернет;

— полный доступ к личным делам студентам;

— автоматизация документооборота приказов по движению студентов;

— автоматизация работы с учебными планами специальностей,

— календарными планами и индивидуальными планами студентов;

— автоматизация составления расписания занятий и экзаменов;

— загрузка электронного УМКД и дополнительных электронных учебных материалов по всем дисциплинам;

— база данных экзаменационных вопросов с возможностью автоматического формирования экзаменационных билетов;

— электронный журнал посещаемости и успеваемости студентов;

— автоматизация формирования ведомостей рубежного и итогового контроля;

— анкетирование студентов и сотрудников университета;

— автоматизация заполнения и учета исполнения индикативных показателей деятельности преподавателей, кафедр и факультетов;

— формирования отчетности по всем видам учебной деятельности университета;

— доступ к просмотру посещаемости и успеваемости студента для родителей;

— регистрация всей активности пользователей системы.

  1. Система дистанционного обучения (далее СДО) КазНУ dl.kaznu.kz

КазНУ активно сотрудничает с основным разработчиком СДО Moodle Открытым Университетом Великобритании по развитию Moodle и разработке конкурентоспособных дистанционных курсов.

  1. Система онлайн видео конференций на платформе Adobe Connect connect.kaznu.kz закуплена и внедрена в дистанционный учебный процесс в 2011 г. Система Adobe Connect позволяет проводить онлайн мероприятия учебного и научного характера в режиме реального времени посредством сети интернет. Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс показывает высокую востребованность данной технологии в обучении как со стороны слушателей и студентов, так и со стороны преподавателей. Динамичный характер жизни современного человека, расширение международных контактов, качественно новые средства коммуникаций и техническая насыщенность всех сфер деятельности вызывают потребность в мобильном обучении, без постоянной привязки к конкретному географическому месту. В связи с либерализацией и гуманизацией общества возникают новые категории граждан, нуждающихся в обучении, но не имеющих возможности посещать аудитории. В таких условиях программа развития дистанционного обучения актуальна как никогда. С другой стороны, дистанционное обучение стало наиболее подходящей формой для реализации концепции открытого образования, которая предусматривает для обучающегося значительную свободу выбора при обучении. Практический опыт реализации ДО показывает решающую роль преподавателя в успехе ДО. Именно от преподавателя зависит: отношение студентов к ДО и в целом общественное мнение; качество электронных учебно-методических материалов; качество процесса дистанционного обучения; эффективное использование современных образовательных технологий [4].

В свете выполнения поручения главы государства перед перед профессорско-преподавательским составом стоят очень большие задачи как:

— Разработка системы дистанционного обучения в рамках развития интернет системы управления учебным процессом «Univer»;

— Осуществить подготовку специалистов по дистанционной форме обучения на базе высшего специального образования;

— Повышение эффективности и доступности образовательных услуг за счет внедрения в учебный процесс онлайн-дисциплин и программ на всех факультетах;

— Диверсификация образовательных услуг КазНУ имени аль-Фараби за счет онлайн-курсов;

— Совместная подготовка концепции разработки электронных учебных изданий с зарубежными вузами. [5]

КазНУ им.аль-Фараби готов и дальше вести активную деятельность в области образования, академической мобильности, проведения научных исследований. Для КазНУ им.аль-Фараби стоит задача установления делового взаимовыгодного сотрудничества с вузами-партнерами в учебно-методической и научно-познавательной деятельности в области экономики: обмен профессорами, приглашение зарубежных ученых для чтения лекций по маркетингу, логистике, проведение совместных студенческих и преподавательских конференций, организация и проведение совместных проектов. [3]

 

 

Список литературы:

  1. Назарбаев Н.А. «Стратегия «Казахстан- 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» народу Казахстана // Послание Президента РК народу Казахстана от 14.12.2012 г.
  2. Макенова А.Б. Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере образования, науки и инноваций // Постсоветские исследования. 2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-respubliki-kazahstan-i-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-obrazovaniya-nauki-i-innovatsiy (дата обращения: 19.01.2021).
  3. Ахметова З.Б., Аликбаева А.Б. РУДН Академическая мобильность в пандемию // Qazaq үniversiteti №19 (1770) 2020 г.
  4. Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям // Постановление Правительства РК // от 19.01.2012 г.
  5. Ш.К Ергобек, И.К. Кудерин, К.Ж. Алтаева, Е.С. Мендыбаев Дистанционное образование Информационные и коммуникационные технологии Информационные процессы // Вестник КазНУ. Алматы. 2013г.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *