«ДЛЯ ЧЕГО ДЕТЯМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?»

Шалаев Глеб Юрьевич –

Логопед

КГУ Специальный детский сад «Алма» для детей с тяжёлыми

нарушениями речи

г. Актобе

Сколько всего полезного мы делаем,  играя на занятиях в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика: Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками,   малыш активизирует речевые центры головного мозга.

Развиваем умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее пониматьповышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Учим ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а  потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории». Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях  по 5 минут.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?  Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.Дальше, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач. Их можно использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так, чтобы он не помешал окружающим. Одновременно с этим такие занятия развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, что тоже пригодится затем в процессе школьного обучения.

Поэтому  мы специально для детей подбираем картотеку пальчиковых игр для детей 4-5 лет, в которые можно играть в детском саду и дома. Начало формы

Конец формы

Как играть в пальчиковые игры?

Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр.

  • Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия.
  • Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
  • Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители.
  • Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.

 

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

  1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр  – это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

– учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам

– учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

– учит переключаться с одного движения на другое.

  1. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры  – совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.

  1. Упражнения для пальцев динамические.

– развивают точную координацию движений;

– учат сгибать и разгибать пальцы рук;

– учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковая гимнастика развивает речь и  очень надеюсь, что полученная информация поможет вам  регулировать игр для ребенка, а также найти  игры разных видов.

Удачи вам,дорогие воспитатели!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми,имеющими нарушения речи.     Поволяева Галина Александровна 2015

2.Пальчиковая гимнастика. Л.Яртова

3.Журнал «Дефектология» 2016, № 5

4.Журнал «Дефектология» 2018,№1

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *