Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: слушания, чтения, письма, говорения.

 

 

 

Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.

 

Начиная с 5 класса, особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание.

 

Необходимо ориентировать урок на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников: умение использовать новые знания в тесной связи со «старыми», опираться на знания из других предметов, уметь отбирать необходимые знания из огромного количества информации, систематизировать учебный материал, пользоваться любым справочным материалом. Важно на уроке систематически и целенаправленно знакомить ребёнка с изобразительными возможностями языка, учить наблюдать за использованием различных языковых средств на примере лучших образцов художественной литературы.

 

Разумеется, на уроках русского языка основным видом речевой деятельности является письмо, его содержательная и нормативная сторона. Однако, надо признать, что не менее важным для уроков не только литературы, но и русского языка должно стать чтение (обучение разным видам чтения как речевой деятельности). Если говорить о взаимосвязанном обучении разным видам речевой деятельности, то нельзя не признать, что именно чтение, восприятие текста при чтении предопределяет успех в овладении умениями и навыками, связанными с письмом, слушанием устной речью.
Что же входит в понятие осознанно воспринимать печатное слово, т. е. умение читать?
На уроках русского языка чтение должно быть организовано на основе учебно-научного текста лингвистического содержания.
Как показывает многолетняя практика, целенаправленная работа с учебно-лингвистическим текстом включает несколько этапов анализа.
1. Подготовительный этап. Его цель – подготовить детей к восприятию содержания текста учебника или другого учебного издания типа “За страницами учебника…”
На этом этапе учитель использует такие приемы:уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом). прогнозирование  содержания  текста  по заголовку, по  данному началу, предполагая возможное развитие основной мысли (задания типа как вы полагаете, какую новую информацию должен этот текст содержать и т. п.) словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения ключевых слов, известных учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст; просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т. п.)

 

2. Этап ознакомительного чтения текста. Цель работы – достичь понимания основного содержания текста.
На данном этапе необходимо прежде всего организовать чтение текста вслух сильным учеником или про себя, для активизации внимания учащихся чтение сопровождается заданиями такого типа:

 

постановка целевого вопроса перед чтением (например: Читая текст, определите, какая информация в нем является для вас новой, а какие сведения вам уже известны); уточнение темы и основной мысли текста; составление плана (простого или сложного); составление схем, таблиц на основе текста; подбор заголовка; оценка понимания текста (например, выяснение того – в чем необычность в подаче материала, какая информация осталась непонятной и т. п.);

 

3. Информационно-смысловая обработка текста. Цель заключается в том, чтобы понять и запомнить данный текст.
Информационно-смысловая обработка текста предполагает смысловой, структурный и языковой анализ. Учащиеся комментируют и оценивают главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию, выделяют информацию иллюстрирующую, аргументирующую, фиксируя ее на письме в виде плана, тезисов, опорных схем, конспекта, резюме.
4. Выразительное чтение текста. Цель этого этапа не только в том, чтобы целенаправленно обрабатывать у учащихся навыки выразительного чтения научного текста, но и в том, чтобы, например, при изучении тем “Причастие” и “Деепричастие” семиклассники после подробного анализа фрагментов текста получили возможность еще раз внимательно изучить его содержание в полном объеме.
В русском языке огромное количество слов, и все они делятся на разные группы в зависимости от того, какая лексическая особенность слова имеется в виду. В связи с этим выделяются разные группы, которые отражают:
1) особенности лексического значения слов (слова однозначные, многозначные; использование слов в переносном значении);
2) смысловую связь разных слов в языке (синонимы, антонимыомонимы);
3) особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; устаревшая лексика);
4) происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика).
—  Связное высказывание на лингвистическую тему с помощью опорных сигналов. Данное задание формирует не только навыки говорения, но и позволяет проверить усвоение изученного материала, способность создать текст.
—  Рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка.
Темой для таких высказываний, как правило, служат опорные лингвистические вопросы типа: Причастие, деепричастие – это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?
Или рассуждение на лингвистическую тему, например, при выполнении следующего задания:
1) Используя этимологический словарик, объясните от каких устаревших слов образованы данные: вежливый, внезапный, наперсток, питомник, вдребезги, внутрь, второпях, нахрапом, дотла, набекрень.
2)  На материалах этих слов докажите справедливость высказывания русского лингвиста : “Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа”.
Инструкция о применении того или иного правила. Такое высказывание предполагает описание действий, которые при языковом анализе должны привести к правильному результату.
Например, чтобы отличить от омонимичных сочетаний слов, необходимо…
Или инструкция такого типа: Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, не забывайте определять:
— к какой части речи относится слово;
— каково его лексическое значение;
— от какого слова оно образовано.
Формулирование выводов (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа и т. п.
Развитие речевой грамотности – это, конечно, главная задача уроков русского языка, это постоянная работа на каждом уроке, работа, направленная, прежде всего, на усвоение основных норм русского литературного языка. Необходимо вводить в структуру урока рубрики такого типа, как “Произноси правильно”, “Правильно ставь ударение”, “Почему мы так говорим”, “В мире слов”. А на уроках развития речи в целях совершенствования речевой культуры школьников необходимо формировать еще и речевой самоконтроль учащихся, обучать их умению совершенствовать написанное, контролировать логику изложения мыслей, своевременно замечать ошибки и недочеты как в содержании, так и в языковом оформлении текста. Должное внимание необходимо уделять редактированию письма.
В старших классах приоритетной становится задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных ситуациях учебно-научного и делового общения. Особое внимание необходимо уделять целенаправленному развитию таких видов речевой деятельности, которые необходимы для обучения в ВУЗе, в будущей профессиональной деятельности выпускников: написание тезисов, рефератов, докладов, составление деловых бумаг, умение защитить научную работу, умение выступить публично.
В процессе определения речетворческой глубины слова у учащихся обязательно родятся замыслы собственного высказывания. Можно предложить детям такое задание:
Запишите начало предложения “Когда я читаю стихи Николая Рубцова…” и продолжите, высказав свои впечатления. Можно написать о том, что вы представляли, когда читали и слушали стихи Рубцова, или рассказать о своих впечатлениях от стихов, или попробовать самим написать стихотворные строки.
Таким образом, речеведческое осмысление слова – это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему собственному: “ …всякое слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я с ним имею дело в определенной ситуации, определенным речевым намерением, оно уже проникает моей экспрессией”. Результатом процесса речеведческого осмысления слова являются творческие работы учащихся, которые становятся более совершенными и грамотными у одиннадцатиклассников.

 

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *