Семья глазами ребенка

Обобщить и систематизировать знания студентов о функциях и ценностях семьи. Развивать коммуникативные умения и навыки, умение анализировать и решать проблемы, возникающие в семьях.

Воспитывать чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего, способствовать нравственному воспитанию студентов. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей.

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок-беседа

Методы: объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские

Оборудование: интерактивная доска,  проектор, ноутбук, маркеры, Конвенция по правам ребенка РК.

Межпредметная связь: литература, самопознание, искусство, право

Содержание урока:

  1. I. Оргмомент
  2. Объединение в группы по картинкам «Члены семьи»

Итак, группы садятся за столы с определенными названиями групп,а их 5: «Всезнайки», «Историки», «Умельцы», «Правоведы», «Мудрецы».

  1. Психологический настрой «Комплимент»

«Мы гордимся тем, что Казахстан называют в мире территорией дружбы и диалога. Для людей разной веры, живущих одной мечтой о добре и дружбе по силам задача построения нового Казахстана в новом мире» (Н.А.Назарбаев).

  1. II. Проверка домашнего задания

-Как вы понимаете , о чем хотел сказать автор этого выражения?

Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека вдруг как бы сливаются в единое целое, начинают чувствовать и понимать друг друга так точно и так мгновенно, как никогда не чувствовали и не понимали своих близких.
Юрий Вяземский

  • Какова роль семьи в творческом развитии ребенка?

III. Подготовка к усвоению нового материала

  • Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете отгадав ребус. (ребус «7я глазами ребенка»)

Просмотр видеоролика «Семья — это целый мир»

 

Эпиграфом к нашему уроку я взяла вот такие прекрасные слова Н.А. Назарбаева:

«Семья – это стержень казахстанского общества»

Н.А. Назарбаев

Правила сегодняшнего урока:

 

1.Уважай мнение других;

  1. Если не согласен – не критикуй;
  2. Высказывай свое мнение;

4.Помни! Истина рождается в споре, а не в ссоре.

  1. Своевременно выполнять задание; следить за временем, доводить начатое дело до конца.
  2. Качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно без ошибок)

7.Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

 

  1. IV. Актуализация знаний.
  2. V. Сообщение нового материала.

Какие функции выполняет семья:

  1. Обеспечивает продолжение человеческого рода.
  2. Занимается воспитанием детей.
  3. Удовлетворяет духовные и физические потребности человека.
  4. Организует домашнее хозяйство.
  5. Заботится о малолетних и престарелых членах семьи.

Основное назначение семьи – это вырастить детей, дать им образование и помочь определиться в жизни

  1. Исследовательская беседа

(Работа на опережение).

 

  1. Работа по группам

Итак, приступаем к работе.

Первое задание для студентов.

«Всезнайки»: Определить значение понятия «семья». Найдите наиболее точное определение понятия «семья». Кратко обоснуйте свой выбор.

Второе задание.

«Мудрецы»: Определить, черты настоящей семьи. Вам необходимо прочитать пословицы и поговорки о семье, и определите, какой должна быть семья (выбрать черты из предложенного перечня).

Третье задание:«Правоведы»:Выяснить, какими

правами обладает ребенок.

Познакомьтесь с  извлечениями из Конвенции по правам ребенка.

Четвертое задание:«Умельцы»

 Собери пословицу (предлагаются разрезанные пословицы)

Пятое задание: «Историки»

Группа составляет родословное( генеологическое) древо своей семьи.

 

Запомним семейные заповеди. придерживайтесь их

  • почитайте родителей.
  • свято храни честь своей семьи;
  • люби свою семью и делай её лучше;
  • будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
  • подари родителям радость;
  • умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
  • жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их
  • уважайте мнение всех членов семьи.
  • старайтесь понять каждого и если надо простить.

 

Упражнение «Моя идеальная семья».

Преподаватель: «Каждый из нас мечтает об идеальной семье. Давайте немного пофантазируем на эту тему. Какой по-вашему должна быть идеальная семья?» Участники с команды по 2-3 студенту по очереди называют то, что для них важно. Например: любовь, взаимопонимание, забота друг о друге и т.д. Все, что называется записывается преподавателем на доску. После того как все высказались, преподаватель прочитывает все, что записал и уточняет: «Посмотрите внимательно: мы ничего не забыли? Может нужно добавить что-то еще? Встречалась ли вам такая семья? Как вы думаете возможна ли такая семья в жизни?» Преподаватель обращает внимание  на то, что их мнение о том, какая должна быть семья различно.

«Подарок».

Преподаватель: «Мне хочется сделать для вас подарок. Для этого посмотрите на доску, где записаны ваши предложения об идеальной семье и выберите то, чего вам в семье не хватает. Теперь закройте глаза. Мысленно проговорите это предложение. Представьте, что в вашей семье уже есть то, что вы проговорили. Побудьте немного в этом состоянии. Еще раз мысленно проговорите, так как будто у вас все это уже есть. А теперь мысленно запишите это предложение. Сверните эту воображаемую бумажку и мысленно спрячьте ее у себя в кармане или в сумочке. Открывайте глаза, постарайтесь донести мой подарок домой. Всем большое спасибо».

Игра «Я — родитель»

Задание в группах:

1 ситуация

Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину этого  и принять решение

2 ситуация

Ребенок пришел из школы без сменной обуви потерял ее. Ваша реакция?

3 ситуация

Вы поручили ребенку  навести порядок в комнате и помыть посуду, а он ничего не сделал, а играл в игры на компьютере. Ваша реакция?

4 ситуация

Один родитель бьет ребенка постоянно, потому – что пьет и его не устраивает поведение малыша. А другой, просто из-за беспокойства не пускает на дискотеку. Как  бы вы поступили?

5 Ситуация

Когда родители узнают о нарушении прав в школе, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц. Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он поднял голос или дал подзатыльник ребенку. Ваша реакция?

Метод «ДЖИКСО»

Родители всегда хотят, чтобы их дети были счастливыми. Но порой они слишком стараются воспитать идеал. Детей водят в разные секции, на кружки, занятия. Времени погулять и отдохнуть у малышей не остается. В вечной гонке за знаниями и за успехом родители забывают просто любить свое чадо и прислушиваться к его мнению. А если взглянуть на семью глазами ребенка, что получится?

Шаловливый ребенок

Все дети рождаются любящими и добрыми существами. Малыши готовы к общению и бесконечным играм. Дети, словно губки, впитывают все, что видят и слышат. Семья глазами ребенка – это образец для подражания. Малыши хотят быть похожими на пап и мам. Но если взрослые не уделяют своему чаду достаточно внимания, то ребенок может «отбиться от рук». Малыш будет капризничать по любому поводу, станет часто шалить и баловаться. Порой ребенок может вести себя слишком агрессивно. Родители будут кричать на чадо, пытаться образумить его. Но это не поможет. Почему? Нужно всегда стараться войти в положение ребенка, понять причину его поведения. Шалости и проказы – это способ малыша привлечь к себе внимание. Если ребенок что-то разбил или сломал, то родители тут же окажутся рядом. Да, поначалу взрослые могут кричать, но когда малыш расплачется, его приласкают, а нравоучительная лекция закончится. После таких выходок взрослые будут играть с ребенком, чувствуя свою вину за недавнюю вспышку гнева.

Замкнутые дети

Малыши могут расти общительными и добрыми, а могут быть неразговорчивыми и застенчивыми. Кто-то может подумать, что характер у ребенка такой, и по натуре он интроверт. Это не так. Любой ребенок любит внимание со стороны взрослого. Но если внимание выражается в постоянных упреках и критике, малышу это будет не нравиться. Ребенок быстро поймет: чтобы не получить наказания, нужно скрывать от родителей следы своей провинности. Малыш не будет доверять взрослым, а, значит, не будет им верить. Родители потеряют авторитет в глазах малыша. Если ребенку повезет, он сможет найти любовь и поддержку в виде воспитательницы в детском саду. Именно с нее малыш и будет брать пример. Женщина станет для ребенка лучшим другом, поддержкой и опорой. Родители будут только удивляться, как хороший и активный в детском саду малыш может быть угрюмым и неразговорчивым дома.

 

Послушный ребенок

Родители всегда хотят, чтобы их малыш рос здоровым и умным. Но порой в этом стремлении молодые мамы слишком усердствуют. Любящая мама может чрезмерно опекать малыша, не давать ему возможности что-то делать самостоятельно. А если ребенок станет проявлять инициативу, его будет ждать порция порицания. Ребенок быстро привыкнет, что взрослые всегда и все решают за него. Выходит, проще повиноваться их авторитетному мнению, ведь они такие умные. Малыш не будет проявлять инициативу и станет повиноваться любому требованию членов семьи. Со стороны может казаться, что ребенок очень хороший, милый и послушный. На самом же деле малыш будет страдать от безысходности. С детских лет у него не будет никаких желаний и стремлений. Он никогда не станет лидером в компании или авторитетом в семье. Ребенок всю жизнь будет укорять родителей за то, что они погубили в нем тягу к знаниям и любовь к простым радостям.

 

Проблемы в семье

Для родителей ребенок всегда будет глупым маленьким созданием, которое ничего не понимает. Но если взрослые взглянут на семью глазами ребенка, то они сильно удивятся. Малыш всегда считает себя центром вселенной. Ему кажется — все, что происходит в мире, делается для него. Поэтому, если взрослые ссорятся, ребенок тут же думает, что это из-за него. Изучение семьи глазами ребенка довольно проблематично. Дети не всегда могут выразить свои мысли, а тем более чувства. Малыши с первых лет жизни и до подросткового возраста считают, что родители существуют исключительно для того, чтобы приносить радость их персоне. И, если взрослые чем-то недовольны, значит, нужно искать проблему в себе. Папа накричал на маму? Малыш расстроился и начал думать, в чем же он провинился. Мама выгнала папу из дома? Ребенок в недоумении, как папа мог уйти, неужели он их разлюбил? Любая ссора родителей очень болезненно переносится малышом. Чем чаще взрослые ругаются, тем больше комплексов они навешивают своему чаду.

Благоразумное воспитание

Родители должны научиться глядеть на семью глазами ребенка. Правило это должно распространяться не только на мать и отца, но и на ближайших родственников. Чтобы чадо росло в любви, надо не забывать время от времени ее проявлять. Для малыша жизненно необходимо знать, что он любим. Как же воспитывать ребенка, чтобы он вырос полноценной личностью? Все просто. Надо его не баловать, но и не обделять. Быть справедливым, наказывать за дело и поощрять за достижения. А еще не ограничивать творчество и всегда давать шанс высказаться.

 

Взгляд снизу

Представления взрослых о семье отличаются от детского взгляда. Семья глазами ребенка выглядит иначе. Юное создание не всегда понимает, что родителям нужно зарабатывать деньги, дабы купить «жизненно необходимую» игрушку или же сходить на очередной мастер-класс. Дети хотят, чтобы взрослые уделяли им больше внимания, а родители желают после работы расслабиться в кресле, а не играть в догонялки или в прятки. Разные приоритеты и ценности отдаляют малышей от взрослых. И если родители вовремя не заметят, что произошел раскол, они уже ничего не смогут сделать, когда трещина превратится в пропасть.

 

Разминка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

— Те, у кого есть брат или братишка, встаньте и хлопните в ладоши

— У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

— Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

— У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

— Хлопните те, кто очень любит свою семью

Игра «Фразеологический КВН»

Работа с фразеологизмами, которые используются в речи членов семьи.

Работа в группах

В разные времена отношение к семье и браку у людей было разное. Очень многие художники, поэты, писатели обращаются к теме семьи.

 

Путешествие в Третьяковскую галерею

 

 

-Теперь все вместе совершим виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею.

Что изображено на картине?

В чем главный смысл картины?

Судя по изображению какая это семья счастливая или нет?

О каком признаке счастливой семьи можно сказать?

1картина

В.В. Пукирев « Неравный брак»

2 картина

Рембранд « Возвращение блудного сына»

3 картина К.С. Петров – Водкин « Тревога»

Обобщениеи закрепление

— Сегодня на уроке мы говорили о семье. Я знаю, что вы любите своих близких. В жизни будет много перемен. А вот семья не меняется, она у каждого своя. Самая добрая, самая лучшая, самая любимая. Поэтому жалейте своих родителей, берегите и помогайте им. А если вы научитесь жить в ладу с близкими, то будете жить в мире и с другими людьми.

Каждый человек мечтает быть счастливым, хочет, чтобы все его мечты сбывались. Надо надеяться: желания и мечты обязательно сбудутся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудирование

 

Было у матери семь дочерей.
Однажды ей нужно было уехать на месяц. Вернулась домой и слышит, как
дочери говорят.
Первая дочь: «Я соскучилась».
Вторая дочь: «Я ждала».
Третья дочь: «Я плакала».
Четвёртая дочь: «Мне трудно без тебя».
Пятая дочь: «Ты мне снилась».
Шестая дочь: «Я встречала тебя».
Седьмая дочь ничего не сказала. Хотя ей надо было очень много. Она
помогла маме снять обувь, поставила стул, налила чая.
Очень важно своими поступками, а не только словами доказывать свою
любовь.
Преподаватель:
Вы знаете, что отношения в семье бывают разными. Не секрет, что
иногда мы огорчаем своих родных. Ведь по одному человеку обо всей семье
судят.
Каким должен быть член семьи, чтобы молва о семье была доброй?
Прочитайте некоторые качества человека, записанные на экране, и
выберите ценные для себя. (Слова записаны на экране).
Подумайте о себе молча: «А я какой (-ая)?

 

Студентам предлагается написать (нарисовать) страницу книги для родителей «Советы родителям. Как воспитывать ребенка».

Лист формата А4 складывается пополам. На одной странице пишут (или рисуют), как можно воспитывать детей, на другой – как нельзя.

По желанию могут рассказать о своей «книге».

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Раздать студентам карточки : Телеграмма – отправить учителю «что нового, интересного узнали студенты на этом уроке» 11 слов.

Помните мудрую заповедь:
Что значит почитать родителей?
Почитать (уважать) родителей – значить:
в детстве их слушаться;
в молодости – советоваться;
в зрелом возрасте заботиться

  Домашнее задание:

Подготовить рассказ о какой — либо семейной традиции и составить устный рассказ о своей семье (можно принести семейное фото на урок).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *