Роль сюжетно – ролевой игры в жизни дошкольника

Ветеорец Галина Николаевна

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Большинство педагогов и психологов разных стран сходятся во мнении, что игра занимает важное место в развитии, воспитании и обучении дошкольников; при этом в разных странах сформированы собственные подходы к использованию игры в педагогической практике. Так в дошкольном образовании используется воспитательные возможности  сюжетно – ролевой  игры.

Игра, традиционно являющаяся основой учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, считается одним из ключевых факторов эффективной практики дошкольного образования.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети  — творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок – «Новичок», все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

Для детей  дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет сюжетно-ролевой игре «освободиться» от чисто дидактической функции «проработки» знаний. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт — и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

Актуальность вопроса определяется, прежде всего, тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты:

  • сюжет;
  • содержание;
  • роль.

Сюжет — главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Содержание  сюжетно – ролевой  игры  должно  быть  нравственным в  том  смысле, что  в  них отражаются   наблюдения  за  событиями общественной  жизни, отношениямилюдей, их  трудом  и отдыхом.Наиболее  доброжелательные отношения  складываются  между  детьми, симпатизирующими  друг другу. Тогда  общий  тон  взаимоотношений  в игре доброжелательный, решение  спорных  вопросов  происходит  на справедливой основе.  Дети быстро  договариваются  о  том, как  будут играть, распределяют между собой  роли, уступают  друг  другу, делятся игрушками; когда  у  нихвозникают  ссоры, они  умеют  их  улаживать.
Недоброжелательные  отношения  складываются  в  группах, где  каждый из играющих  стремится  заставить  других  действовать  так, как  ему кажется нужным  и  интересным. Если  такие  дети  попадают  в  одну группу, они ссорятся, дерутся, обижают  друг  друга, их  игры  часто кончаются  слезами, острыми  конфликтами.   Очевидно, не  следует соединить  «неконтактных» детейв  одной  группе. Того, кого  сейчас  в группе  почему-то  не  любят,  с  кем не хотят  играть, лучше  всего включить  в  «нейтральную» группу, без ярко выраженных  симпатий; там его  скорее  примут  в  игру, он испытает радость  от того, что  его приняли, и  будет  стараться  хотя бы  первое время  быть «терпимым»,уступать другим.Воспитатель  должен  находить для  каждого такую играющую  группу, которая оказывала  бы  на  него положительное влияние. Тогда  игра  станет  действенным средством нравственного воспитания  детей, будет  способствовать установлению правильных товарищеских отношений  между  ними.

Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:

  • ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью — главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;
  • знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;
  • в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.

В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников — рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в мире и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становиться окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

Важнейшим условием успешного руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.

Список литературы:

  1. Аникиева Н.П. Воспитание  игрой. М.,  Просвещение. 1997.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение,1983.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка. М. Просвещение,1991.
  4. Гербова В.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду  М- «Мозайка-синтез» 2005.

 

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *