Речевое развитие дошкольника

Елецкая Раиса Ивановна

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.

Основная цель речевого развития — формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Компоненты и задачи речевого развития дошкольников

  1. Владение речью как средством общения и культуры
  2. Обогащение активного словаря
  3. Развитие связной речи (диалогической, монологической)
  4. Развитие речевого творчества
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  6. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

Давайте подробнее рассмотрим каждый из компонентов.

 

 

1

Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

2

Владеть речью – это, во-первых, владеть словарем. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счет основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, сейчас мы реализуем тему: «Осень». Какие слова должны пополнить словарь детей, если мы разумно организуем работу?

3

Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребенок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого мы проводим специальные упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…»(усвоение согласовательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже).

 

4

Развитие речевого творчества – работа не простая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Например, не просто чтение сказки «Дюймовочка», а на каком то этапе дети мастерят колыбельку, лепят Дюймовочку, а затем обсуждают, а что могло бы случиться: если рыбка не помогла Дюймовочке уплыть от Жабы? Если бы Дюймовочке не удалось спасти Ласточку?..

5

Ребѐнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка.

Темп усвоения звуков у каждого ребѐнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чѐтко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. Этот компонент называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребѐнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.

6

Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Насколько это возможно необходимо изменять ситуацию, а в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.

 

 

7

И еще один компонент речевого развития — Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребѐнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьезную трудность из-за особенностей мышления.

 

Итак, мы выделили 7 основных компонентов (задач) речевого раз-

вития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД.

 

Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырѐх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития.

 

* Чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребенку, необходимо непосредственное общение.

 

* Поддержка индивидуальности ребенка связана с умением выражать

свои чувства, формулировать свои мысли, договариваться о совместной деятельности или о разрешении конфликтов.

 

* Такое условие как установление правил взаимодействия связано с развитием коммуникативных способностей.

 

*Еще одно условие – обучение с учетом зоны ближайшего развития,

предполагает овладение культурными средствами деятельности, развитие мышления, речи, общения.

 

*Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», должна

осуществляться совместно с родителями. Если у педагогов с родителями налажен контакт, все образовательные проблемы ребѐнка, и речевые тоже, решаются легче.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *