Рефлективный отчёт об использовании модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в планировании серии последовательных уроков

Исаева Наталья Викторовна

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согла, Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса

За время моей работы в Кызылжарской СОШ я столкнулась с такой проблемой как низкая мотивация к учению.

Благодаря прохождению курсов третьего уровня, я пересмотрела собственный подход в преподавании и осознала важность использования ключевых идей Программы.я попыталась вникнуть в  модуль «Новые подходы в преподавании». «…Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению.

К таким педагогическим механизмам относят:

  • понимание принципа обучения, принятие во внимание стилей обучения, осознание необходимости и выбор методов личного самообучения на протяжении всей жизни;
  • систематическое развитие мышления;
  • исследование и выявление собственных творческих талантов и путей их оптимального использования;
  • эмоционально-положительное отношение к обучению как к увлекательному процессу, способу самопознания;
  • грамотное владение речью, вычислением и наличие пространственного мышления;
  • высокая компетентность в области цифровых технологий.»

На курсах я узнала, что движущей силой «обучения обучению» является «метапознание». Другими словами, существует обучение, но вместе с ним существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны и думать о мышлении. Таким образом, существует познание, равно как и познание о познании. Обучение обучению можно охарактеризовать как процесс обдумывания самостоятельного обучения и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения.

В этом процессе преподаватель помогает обучающемуся:

  • понимать требования, предъявляемые образовательной задачей;
  • изучать отдельные мыслительные процессы и принцип их работы;
  • разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи;
  • выбирать стратегии, наиболее подходящие для конкретной задачи.

Для реализации этих четырех пунктов обучающимся требуется научиться обучению.

В связи с этим я хочу сосредоточить все внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью я хочу создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся активно участвуют в учебном процессе, а не пассивно принимают информацию.

На уроках ученики будут активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты. Проводя первый урок на первой стадии вызова, для создания коллаборативной среды в классе, я провела приём «солнце светит на того…». Ребятам очень понравился этот приём, все приняли активное участие и всем хотелось побыть ведущим. Таким образом я создала в классе благоприятную обстановку для дальнейшей деятельности. Одним из важнейших моментов второго урока стало создание в классе коллаборативной среды через бодрячок «Солнышко». ». Создавая в классе коллаборативную среду на третьем, я провела Бодрячок «Дорогою добра» , чтобы расположить детей друг к другу, настроить на совместную работу, создать в классе атмосферу доверия, позволяющую ученикам чувствовать себя свободно и безопасно. Некоторые стеснялись не смотря , что это не первый урок, , я помогла учащимся почувствовать себя увереннее и настроила класс на дружеские взаимоотношения. Первым шагом на четвёртом уроке  создала психологическую атмосферу на уроке бодрячком. Этот бодрячок  я применила с целью создания и поддержания позитивного настроения — коллаборативной среды. Так как оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие обучающихся. Позитивное настроение рождает уверенность в себе . К позитивно настроенным людям тянутся окружающие.

 

Также я буду следить за тем, чтобы процесс работы был не сложным и разнообразен с целью удерживания внимания учеников, при этом предоставлю им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач. Я создам такие условия, при которых ученики имеют самомотивацию, и, как следствие – стремление и любознательность. Я вовлеку учащихся в работу и позволю им принимать активное участие во всем, что происходит в классе. Таким образом, прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик.

Название модуля «Обучение тому, как учиться» согласуется с процессом «саморегулирования», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания.

В результате своей работы Флейвелл (1976) определил основу для анализа и мониторинга детского метапознания, описав три его компонента:

  • познание себя в качестве ученика;
  • знание, понимание и оценка целей и заданий;
  • знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.

Обоснованной предпосылкой к стимулированию саморегулируемого обучения служат методики, применяемые учителями.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Саморегулируемое обучение – обучение, осуществляемое на основе метапознания. Характеризуется самонаправленностью учащегося в процессе работы над заданиями; самостоятельным определением учеником проблемы и цели обучения и самостоятельным выбором им стратегий для достижения целей и решения проблем.

Развивать навыки саморегуляции у детей необходимо каждому учителю. Учёные, занимающиеся проблемой саморегуляции школьника, считают, что очень важно развивать саморегуляцию у ребенка именно младшего школьного возраста, т.к. особенностями психофизиологического развития детей младшего школьного возраста является то, что наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам). Данный аспект для меня является важным, поскольку я являюсь учителем начальных классов.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Особенно важными могут быть три элемента саморегулируемого обучения:

  • самонаправленность в процессе работы над заданиями;
  • самостоятельное определение учеником проблемы и цели;
  • самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.

В своей практике я хочу  развить у учащихся навыки саморегуляции, построю работу таким образом , чтобы учащиеся могли сами определить тему урока и ставить цель на урок. Понимание и озвучивание цели урока учеником означает вступление в действие компонента формативного оценивания, который П. Блек и Д. Уильям обозначили как «Активное участие учащихся в процессе собственного учения». Ребята делились на группы выбранным мною приёмом «Весёлый орешек».приём «Осенний лист», которые способствовали созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке, по геометрическим фигурам истратегию «Цвет».

 

Я сделала вывод, что не все дети умеют ставить цель на урок. Проблема состоит в том, что дети испытывают трудности в изложении своих мыслей. Это свидетельствует о скудном словарном запасе у учащихся.

У многих детей уровень мышления находится на низком уровне, поэтому им трудно делать выводы и умозаключения. Не все дети в конце урока могут ответить на вопрос: «Достигли они своей цели?», потому что забыли какую цель ставили. Считаю, что нужно продумать этот момент так, чтобы каждый мог зафиксировать на бумаге свою цель, чтобы в конце урока проверить, достиг ли он цели или нет.Беседа является действенным инструментом, с помощью которого учитель может поддерживать и развивать процесс обучения учеников. Посредством использования диалога в классе я хочу добиться невероятно положительного влияния на качество образования учеников. Искреннее стремление исследовать знания и мышление учеников является стимулом для усиленного вовлечения их в процесс обучения.Согласно идеям диалогического подхода я считаю, что анкетирование и групповая работа способны улучшить обучение учеников. Любой разговор заставляет мысль двигаться, мысль, конечно, может заблудиться и бродить просто так, либо вовсе не родиться. Если инициатор разговора продумал идею и ход диалога, и в это же время партнер принимает активное участие в нем, то это должно послужить продуктивности понимания основной идеи разговора, то есть того ли иного понятия.

Изучив руководство для учителя, мною была определена ключевая идея, имеющая отражение в моей теме исследования: «как изменится процесс обучения,  если я научу детей работать в группе на уроках русского  языка»,  «В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя, и ответы учеников. Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания учеников, но и для того, чтобы предоставить возможность  ученикам размышлять, развивать и расширять свое мышление». ( РУ стр. 147).

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как помогает:

  • выражать ученикам свое понимание темы;
  • допускать, что у людей могут быть разные идеи;
  • ученикам аргументировать свои идеи;
  • учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики, и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики во многих классах имеют немного прав для разговора. К примеру, некоторые ученики не имеют права сказать учителю: «Это интересная точка зрения». Обычный порядок ведения разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки.

Александер утверждает, что «беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, — наоборот, взаимным процес­сом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед» [ «Руководство для  учителя,  стр145»].

В диалоге участники-ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер описал как совместное приобретение знаний, или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог учителя с учениками, однако ученики могут вести его и между собой в процессе совместного исследования.

Большинство обсуждений обычно состоят не из одного, а из нескольких типов бесед. Мерсер утверждает, что в наиболее продуктивных обсуждениях в рамках достижения коллективного понимания и обучения преобладает исследовательский тип беседы.

На этапе осмысления, ребята работая в группах и парах, были полностью вовлечены в учебную деятельность. Они извлекали необходимую информацию, логически мыслили и доказывали примерами свои доводы. По их деятельности я поняла, что выбранные мной задания соответствовали принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности учащихся. Выбранные мною приёмы на этой стадии урока соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний умений и навыков учащихся. Послужили способом создания максимальных условий для мыслительной деятельности учащихся.  Поэтому для активного включения в процесс  получения информации и вовлечения в беседу я применила идеи стратегии критического мышления. Применив стратегию «лови ошибку», дети анализировали, высказывали свои суждения, ответив на проблемные вопросы самостоятельно вышли на тему урока. Подготавливая это задание я спланировала применение ИКТ. Подобный вид деятельности я проводила и ранее, поэтому учащиеся быстро справились с ним. За хорошую и быструю работу я похвалила их и оценила формативной оценкой (большой палец). Следующим этапом работы было определение детьми темы, цели урока. Для этого я применила приём «сгруппируй слова». Выполнив задания и ответив на вопросы ,  определить тему урока ученикам было не сложно, т.к. предыдущие уроки были посвящены имени существительному. Дети определили, что тема урока «склонение имени существительного». Они аргументировали свои ответы тем, что все слова они сгруппировали по родам, судя по окончаниям они определят склонение. Конечно, первыми определили тему одарённые дети, потому что развитие их мышления находится на более высоком уровне.На следующем этапе урока ребятам была предложена стратегия «снежный ком», каждая группа собрала ранее изученную информацию и вышли на тему урока. Ученики очень активно работали. Совместно установили цели урока.  Могу сказать что настрой у учеников на изучение новой темы был настроен на отлично. Как и на предыдущем уроке  тему урока озвучили сильные учащиеся Оттева Карина и Граф Антон. Далее было дано задание в парах по стратегии «рюкзак» учащиеся собрали всю информацию по теме которую знали ранее. Следующим этапом было переформирование групп  по приёму «фрукты».  В группах было дано задание по карточкам, вставляли слова в предложение и определяли падеж. От каждой команды выступил спикер. Далее  ребятам был предложена стратегия «сказкотерапия», они должны придумать сказку и вынести её на постер. Смысл этой групповой работы  на уроке состоял в том, чтобы совместными усилиями, через диалогическую беседу, активизировать  свой мыслительный процесс.На стадии рефлексии – я применила такие приёмы как: «самолёт», «отгадайка» и стратегию «синквейн». Это были разноуровневые задания по теме урока. Я была поражена результатами. Оказалось у некоторых ребят имеются таааакие способности. По первому уроку я уже определила талантливых и одарённых учащихся.Проведя второй урок, я пришла к выводу ,что детям нравится работать в группах, они начали раскрываться, учатся анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Дети делали свои пометки на специально подготовленных листах, на которых была нарисована рука. Это помогло детям ещё раз проанализировать весь урок, подумать над тем, что у них не получилось, что они не поняли и побудить их к углублению собственных знаний. На стадии рефлексии не все дети могли сформулировать свою мысль из-за того, что у них не очень хорошо развита письменная речь.

 

Сделанные детьми пометки я учла в планировании работы на следующем уроке. Это помогло мне на следующем уроке подобрать дифференцированные задания для более продуктивной работы.

Для меня как  учителя: сопоставляет свои действия с  результатом; учится задавать вопросы и направлять ответы учеников.

Также мной был выработан небольшой план действий, по дальнейшему внедрению диалогического обучения в свою практику:

  1. подбирать интересные задания, с целью мотивации учеников;
  2. вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
  3. включить беседы – дебаты в план уроков;
  4. совершенствовать работу в группе и паре.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *