Положительные и отрицательные стороны использования ИКТ в образованиии

Парыгина Оксана Николаевна

Знание бывает двух видов.
Мы сами знаем предмет –
или же знаем,
где найти о нём сведения.

(В. Франклин).

Наиболее популярной из всех современных технологий на данном этапе является информационно-коммуникационная. Многие педагоги проходят курсы обучения работе с компьютером, приобретают диски с презентационными уроками. Возникает проблема: а целесообразно ли с головой окунаться в эту технологию, когда твой многолетний педагогический опыт даёт хороший результат и без использования ИКТ? В своём докладе я попытаюсь рассмотреть плюсы и минусы данной технологии.

Когда я сама училась в школе, о компьютерах приходилось только мечтать. Все образование основывалось лишь на деревянной крашеной доске, меле и тряпке. В некоторых кабинетах, правда, были диапроекторы и наглядные пособия. Учились, однако, мы хорошо, общались «вживую», а не в чатах, свободное время проводили на воздухе, а не за компьютером… Конечно, я не о ностальгии хочу рассказать, а о том, как компьютеры и другие новые технологии вошли в нашу жизнь.

В Кызылжарской СОШ я работаю с 2005 года учителем английского языка. Тогда я мечтала о том, как в каждом кабинете будет компьютер, как в школе будет общая сеть и что оценки можно будет выставлять сразу в электронный журнал. Перемен долго ждать не пришлось. В 2007 году, школа закупила оборудование в кабинет. Вслед за указом президента о всеобщей компьютеризации, в  нескольких классах появились персональные компьютеры, объединенные в сеть, Интернет, затем интерактивные доски с проекторами. Моей радости и гордости за нашу  школу не было предела. Я, как и многие мои коллеги, с головой окунулись в водоворот новых компьютерных технологий.

Итак, какие новые формы и методы применяются мной на уроках и вне уроков?

  1. Использование видео-материалов из коллекции дисков, для наглядности излагаемого материала.
  2. Создание и показ презентаций по теме урока.
  3. Использование интернет-подключения для демонстрации учащимся полезных сайтов, фото-и видео-сюжетов он-лайн, для проведения он-лайн-тестов и видео-конференций с другими школами (правда последняя форма деятельности затруднена из-за малой скорости интернет-сервера).
  4. Проведение семинаров и конференций, во время которых сами учащиеся демонстрируют презентации по теме своего исследования.
  5. Применение интерактивных средств, гиперссылок при проведении игр на уроках или внеклассных мероприятиях.
  6. Участие в интернет-олимпиадах по английскому языку, в других интернет-пректах вместе с детьми.

Нельзя не отметить, что посредством компьютера изИнтернета я черпаю много полезной информации для уроков, для своего методического самообразования.

Как видно из вышеизложенного, в компьютеризации школы очень много положительного.

Но я бы хотела обратить коллег внимание на негативные стороны данного вопроса.

Впервые задумалась над отрицательным влиянием компьютера.

Сколько бы полезного не приносили нам инновации, нельзя забывать об их минусах. Я попытаюсь пречислить все отрицательные стороны компьютеризации обучения, а затем расставим приоритеты.

 

  1. Влияние электро-магнитного излучения на организм вцелом. С физической точки зрения ткани человека — парамагнитный материал: то есть они способны «намагничиваться», воспринимать магнитные поля.
  2. Очевидно пагубное влияние компьютера на зрение человека. Светящиеся точки на экране монитора не являются естественным источником света, цветовые оттенки также далеки от натуральных, к тому же пиксели постоянно мигают с высокой частотой. Это приводит к зрительной усталости, к микро-травмированию зрительного нерва и сосудов глазного дна.
  3. От систематического просиживания возле компьютера страдает осанка и спинной мозг человека. Неправильная (сгорбленная, с вытянутой вперед головой) посадка человека.
  4. Развивается психологическая зависимость от работы на компьютере. Прогулкам на воздухе дети предпочитают «посидеть за компом», используя его не для учебных целей, а для общения в соцсетях , игр или просмотра фильмов. Здесь нужно отметить тот факт, что даже на сайтах, где много познавательной, полезной информации, зачастую окружают рекламы, привлекательные картинки которых нельзя не заметить.
  5. Ученики разучились искать, выбирать главное, классифицировать информацию по заданной теме. Зачем терять время, листать пыльные книги, идти в читальный зал, выписывать руками цитаты, если можно по любому запросу найти готовый материал, распечатать его и выдать за свое творение? Доходит до абсурда: на урок приносят 2-3 абсолютно одинаковые презентации или доклада, ответы на вопросы из учебника ищут в Интернете!
  6. Увлекаясь виртуальными экспериментами, мы забываем о живом ощущении проделанного руками и увиденного глазами. Конечно, хороший опыт трудно подготовить, безошибочно провести, умело исправить и объяснить не очень «красивые» результаты. Это к тому же занимает много времени. Проще нажать на кнопку и все сделает за тебя компьютер.

Но не смотря на все недостатки и минусы — достоинств у компьютерного обучения немало,меня, как учителя,  заинтересовал вопрос: «Когда использование презентаций на уроке приносит пользу, а когда – только вред».

Исходя из собственного опыта, я заметила: если урок превращается в “лекцию со слайдами”, учеников начинает не только утомлять, но и усыплять размеренный голос учителя. Особенно, часто это наблюдается у младших школьников лет при условии, что презентация занимает более 15 минут урока и проводится в условиях приглушенного света. Хороший урок должен быть похож на театральное действие. Дети — не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения увиденного и услышанного на каждом слайде.

 Но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.
Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, полагаю, их можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Напоследок хотела бы затронуть еще одну технологию.  До нашей школы это еще не дошло,но в скором времени нам предстоит заполнять  электронный дневник- так ли это необходимо? Ведь это снова дополнительная нагрузка на учителей, когда не каждый имеет возможность свободно сесть и работать в этой сети, нагрузка на добросовестных родителей, которые теперь вместо живого общения с детьми и бумажными дневниками должны будут найти место и время выйти в интернет, чтобы увидеть оценки и домашние задания своих детей. А для недобросовестных учеников и их семей ничего не изменится — ведь теперь можно отписать учителю, что мол все в порядке, ребенок под контролем. Зато не надо идти в школу и краснеть перед педагогом. В сельских (а может и в городских) школах остается проблема обеспечения всех семей компьютерами и интернетом (есть просто бедные семьи), и эта проблема решится, наверно, не скоро.

Вот такое мое противоречивое мнение по поводу инновационных технологий и их внедрения в образовательный процесс. Буквально недавно, когда из-за какой-то неполадки наполдня отключили электричество, я еще раз убедилась в том, что доска, мел и тряпка — это главные помощники в учебном процессе, это незыблемый символ школы. А компьютерные технологии должны применяться умело, в границах разумного, дабы не навредить, а помочь ученику стать современным образованным человеком.

Каковы же результаты использования ИКТ на моих уроках? Это повышение интереса к предмету. Хорошо сдают ребята итоговые и переводные экзамены (качество от 60 до 85%).

Так применять или не применять ИКТ? Мне кажется, каждый решает для себя сам. Современные уроки должны быть разными, рядом с передовыми технологиями, которые пока ещё не зарекомендовали себя, должны стоять и классические, проверенные временем. Однако жизнь стремительно движется вперёд, ещё несколько лет назад мобильный телефон и компьютер были роскошью, а теперь так трудно представить себе без этих предметов ученика, да и учителя тоже. Если педагог не боится рискнуть, хочет разнообразить свою деятельность, сблизиться с учениками, он должен входить в этот новый образовательный формат.

 

Список использованной литературы

 Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения.  / Ю.К.Бабанский – М.: Педагогика. – 1997. –103 с.

  1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.
  2. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий – Интернет-ресурс http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm
  3. Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании. – Интернет-ресурс  http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/3.htm
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология./Л.С.Выготский. –  М.: Педагогика, – 1991. – 480 с.

6.Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. — № 2. – С. 32-37

7.Галанов, А.Б. Реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения./ А.Б.Галанов – Интернет-ресурс                http://www.eidos.ru/journal/2006/0723-4.htm

  1. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в среде образования/ Б.С. Гершунский – М.: АПК и ПРО, – 1987. – 263 с.
  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова  – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с.
  3. Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы: материалы сообщества. – Интернет-ресурс                                                 http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
  4. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет-ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm
  5. Мазилкина, И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся./

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *