К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

Азовскова Марина Сергеевна

 «Зарубки на сердце»

Цель: 1. Дать представление учащимся о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе.

2. Донести до учащихся нравственный смысл рассказа.

3.  Воспитание бережного, заботливого, благодарного отношения к родителям.

4.  Развивать умение любить и понимать музыку.

 

Форма урока: урок- размышление.

 

Вид урока: урок знакомства с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского и его рассказом «Телеграмма».

 

Технология: технология развивающего обучения с применением мультимедиа технологий, Интернета.

 

Словарная работа:

Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

Ветла – вид ивы.

Интерьер – внутреннее убранство в помещении.

 

 

Оборудование: компьютер,  возможность выхода в Интернет, музыка, портрет писателя, выставка книг писателя.

 

 

Нет! Человеку никак нельзя  жить без   родных, как нельзя жить без сердца.

 

К.Г.Паустовский

 

 

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте ,ребята, садитесь. Сегодня у нас открытыйурок внеклассного чтения,к нам пришло много гостей,желаю  вам всем творческих успехов

— Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие.Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.

А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, — это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.

 

  1. Объявление темы урока. (Запись темы в тетради)

Запишите тему нашего урока.(слайд№1)

 

  1. Введение в тему и объявление целей урока.

 

Слово учителя.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веяние времени — большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.(ребята прошу ваше внимание обратить на выставку книг ,подготовленную к уроку)

Деятельность его многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

 

 

 

  1. Индивидуальное задание.

Прослушайте сообщение,которое познакомит нас с биографией писателя. СЛАЙД № 2 и запишем эпиграф к  нашему  уроку.

 

  1. А сейчас перенесемся в мир музыки. Прослушайте фрагмент песни и попытайтесь понять, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке.( песня ).(слад№3)

В: Ребята, о чём эта песня? Какие чувства в ней выражены? (Да,конечно,о наших родителях,об отношении молодых к старикам. ).

 

  1. Работа с текстом рассказа «Телеграмма»

Тема нашего урока:зарубки на сердце.

Как вы понимаете слово «зарубки»? Давайте проведем словарную работу.

ЗАРУБКИ →

В: В каком значении употреблено это слово в теме урока?

— отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения. А о том, какие зарубки мы должны сделать у себя в душе мы поговорим немного позже, а сейчас давайте вернёмся к рассказу.

В: Обратимся к тексту рассказа.А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент — что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа?

— В этом есть какая-то загадка.

— Заглавие звучит интригующе.

 — Возможно, название символично, оно как предостережение.

— Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду.Обратимся к тексту и найдём содержание  телеграмм.

Их две.1 – дочери Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя» (Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти)

 

Какие предчувствия создаются за счёт названия?(возникает чувство тревоги) Перечитаем его начало (От слов «Октябрь был на редкость… »  до  « Из них назойливо сыпался дождь ») .Демонстрация слайда №4с изображением осеннего пейзажа.

В: Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения,

 Фразы короткие, от них веет каким-то холодом и безысходностью Безотрадная картина природы соответствует внутреннему состоянию К.П.-в  природе, как и в жизни человека наступает медленное увядание..)

 

Ребята, исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

О чем же этот рассказ? ( Взаимоотношения детей и родителей )(запишите  т ему рассказа в тетрадь)

 

Ф И З М И Н У Т К А. (слайд№5)

 

  1. Работа в группах. Оценивание. ( техника Светофор)(3 группы:(слайд№6)

Группа №1 Кто главная героиня рассказа?

Как живётся ей в её одиночестве?

Докажите, что Катерине Петровне действительно плохо?.

Но у Катерины Петровны есть дочь.

Что мы о ней узнали?(слайд №7)

 

Группа №2 Почему Настя так долго не приезжает к матери?

— Как Катерина Петровна пытается оправдать дочь?

Какие детали помогают понять, что Катерина Петровна по-прежнему любит дочь и очень скучает по ней?

Чем она занимается в Ленинграде?

Что означает Сольвейг в переводе?

Обобщение учителя:

Автор хочет сказать, что родители любят детей такими, какие они есть. Мать всегда готова простить, понять, и даже оправдать своего ребенка, хотя его поведению и поступкам нет оправдания.

 

Группа №3 Прошли ли Тихон с Манюшкой и молодой  учительницей жизненное испытание на  человечность?(слайд №8)

— Почему Тихон решился на обман?

— О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему?

Для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы?

 8.Итак, подведём итог нашему исследованию.

Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки.А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

 

9.Заповеди Паустовского

— Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

О каких нравственных заповедях идет речь в рассказе ? 1.Чти отца твоего и мать твою(5 заповедь Божия).2.За добро плати добром ,не будь пустельгой.

  1. Чтение стихотворения «Как важно вовремя успеть…..»

 

  1. Просмотр притчи « МАМА…»

 

  1. ВЫВОД:  

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

 

  1. Рефлексия.

 

  1. Домашнее задание: письмо Насти

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *