Критериальное оценивание

Кашкенова Замзагуль

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

 

К.Д.Ушинский

 

 

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.

Одной из актуальных тем развития образования в Казахстане становится повышение профессиональной компетентности педагога. Это обусловлено прежде всего тем, что в условиях обновления содержания среднего образования возрастают требования к профессиональной подготовке учителя. Практика показывает, что обновление образовательной программы без одновременного улучшения методики обучения снижает эффективность обновления образовательных стандартов(1, с.6).

Важным условием обновления содержания образования является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по новым учебным программам, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Что определяет степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем-то даже опережать их. Древнекитайский мыслитель Конфуций  говорил: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, способен быть учителем».

Профессионально компетентным можно назвать такого учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально- экономическое и духовное развитие общества.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Слагаемых развития профессиональной компетентности педагога достаточно много. Хотелось бы остановиться только на тех, которые просто необходимы для реализации идей обновления содержания среднего образования.

Одним из важнейших слагаемых профессиональной компетентности учителя является всецелое принятие им  гуманистической психологии, представляющую личность как неповторимую индивидуальность и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, уважении, признании, любви и т.д.

Высшей потребностью личности является потребность в реализации своих возможностей. Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, быть востребованной обществом личностью. Полноценно функционирующий человек открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию.

Создание коллаборативной среды, благоприятного морального климата в ученическом коллективе, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему, будут способствовать воспитанию  у учащихся уверенности, ответственности, активности и направлять на самоанализ, рефлексию и инновационную деятельность. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться. Современные методы преподавания и учения уделяют особое внимание учёту индивидуальных особенностей и потребностей учеников, поскольку успех учителя в удовлетворении таковых может позитивно повлиять на успеваемость учащихся (1, с.6).

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Важно понимать, что учитель должен быть не просто транслятором готовых знаний, а стать активатором и катализатором. Акценты во взаимодействии между педагогом и учащимися сместились. Для понимания учащимися программы, они должны активно вовлекаться в учебный процесс, а не пассивно потреблять информацию. Важно, чтобы учащиеся имели возможность участвовать в действиях, которые позволяют им работать и обрабатывать полученные знания и развивать свои навыки.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», — писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания. Необходимо научить учащихся критически мыслить, работать с различными информационными источниками и справочными материалами, применять цифровые технологии.

Современному педагогу необходимо научиться применять различные формы парной и групповой работы с учащимися, в рамках которых  идет развитие языковых коммуникативных навыков (аудирование, говорение, письмо и чтение). Использовать такие приемы работы, которые будут развивать навыки аргументации, исследования, критического мышления.

Четкое понимание и грамотное применение системы критериального оценивания также является одной из составляющих профессиональной компетентности учителя.

Система критериального оценивания определяет основы для внесения изменений в действующую практику оценивания учебных достижений обучающихся общеобразовательных школ. Это позволит обеспечить качество процедур оценивания, их соответствие международным стандартам и потребностям обучения каждого обучающегося. Новая для Казахстана система критериального оценивания будет направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению (2, с.4)

Содержание системы критериального оценивания определяется стандартами, процессами, инструментами и результатами оценивания. Критериальное оценивание реализуется согласно  принципам взаимосвязи обучения и оценивания; объективности, достоверности и валидности; ясности и доступности.  Критериальное оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами. Оно предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность  всех участников образовательного процесса. Результаты такого оценивания инициируют и определяют направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся. Учителю необходимо разбираться в формативном и суммативном оценивании, внимательно изучить инструкции по процедуре каждого вида оценивания.

Немаловажным критерием профессиональной компетентности учителя является умение разбираться в  видах планирования в рамках обновления содержания образования. Важно понимать, что преподавание и учение – не два отдельных вида деятельности, а связанные элементы одного процесса. Чем больше учителя понимают, как происходит учение и каким образом можно улучшить свою практику преподавания, тем больше он способствует эффективности обучения.

Современные методы преподавания и учения уделяют особое внимание учёту индивидуальных особенностей и потребностей учеников, поскольку успех учителя в удовлетворении таковых может позитивно повлиять на успеваемость учащихся. Учителя могут удовлетворить потребности, как учебной программы, так и учеников посредством более эффективного планирования урока. Грамотное продумывание целей урока, его ожидаемых результатов, применение множества стратегий и приемов активной работы для их реализации, соблюдение тайм-менеджмента, учет уровневой дифференциации и непрерывное формативное оценивание с целью корректировки учебного процесса в конечном итоге  приведет к повышению качества знаний учащихся. Ежедневная саморефлексия и самооценка, размышления о своем преподавании с целью улучшения, повысит рефлексивно-оценочную компетентность учителя.

Еще одним немаловажным показателем профессиональной компетентности учителя начальных классов можно считать самокритичность и требовательность к себе; потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности; исследовательский стиль деятельности.

Таким образом,  воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты. В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *