Использование устного народного творчества в развитии речи детей

Замира Ерситовна Бектенова

         Фольклор —  это народное творчество, чаще всего именно устное; художественная  творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения,  принципы; создаваемые народом (песни, частушки,  сказки), театр (драматизация, театрализация), танец,   декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием  отвечают задачам воспитания и развития ребенка.  «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» — писал К.Д. Ушинский.  Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.                                                                         Я, как учитель  детского сада имею больше возможностей использовать в своей работе с детьми русский народный фольклор.                                               Одной из многих мною поставленных  задач  в  моей работе являются: развивать речь детей через устное народное творчество, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством,  заложить в детях семена любви и уважения к фольклору.                                                              Устное народное творчество большую роль играет в патриотическом воспитании, в воспитании любви к Родине, к ее  народу и интереса к людям других национальностей.                                                                              Из своего опыта могу сказать, как важен комплексный подход при решении вопроса развития речи и речевого общения в детском саду. Русский  язык богат  блестящими произведениями  устного народного творчества. Совершенные образцы его — пословицы, загадки, сказки.   Ребенок не только слышит,  повторяет, но и запоминает.                                                                   В русском народном творчестве есть  замечательные «жемчужины» — частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.                                                                                                       В своей работе я иду по таким  направлениям:                                                                          — ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней;                                   — знакомлю детей с культурой, с фольклором;                                                                                      — знакомлю с историей России;                                                                                                             — воспитываю в детях дружелюбное отношение к людям других национальностей, живущих в нашей стране.                                                  Ребенок,  вслушиваясь в слова потешек, их ритм, играет в ладушки, притопывает, приплясывает. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – педагогу. Знакомство с потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача педагога — помочь малышам в этом.    Особую роль в  воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).                                                  Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки.                                  Для игр с детьми я использую любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.  В работе с малышами  широко использую малые фольклорные формы.  Использую  потешки, загадки, считалки, которые  улучшают настроение детей, вызывают улыбку.                                    Ежегодно  организую,   проведение недели русского языка,  где  использую много материалов  русского народного творчества – это чтение стихов, пословиц-поговорок, показы драматизаций сказок, а также организую выставку детских рисунков.                                                                           Отдельное внимание уделяю          рассказыванию сказок. В младших группах детям нравится показ сказок с помощью игрушек (настольный театр).                                                                                                                 В средних  группах  знакомлю детей  со сказками  «Лисичка со скалочкой», «Жихарка».                                                                                    В старших  группах использую  рассказывание  сказок, таких как,  «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» , «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д. Загадывание загадок,  пою песни. Очень интересно проходят свободные драматизации сказок, знакомлю  с пословицами и поговорками.                         Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе способствуют обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста.                                              Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Очень важно, чтобы начатая работа была продолжена в дальнейшем. Планами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *