Возникновение аутоагресивного поведения у подростков

Досанова Балжан

Актуальность настоящей работы обусловлена  большим интересом к  исследуемой  проблеме ученных и практиков современном  образовательном пространстве и ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с даннойпробемой,  носит как теоретическую, так и практическую значимость. В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ литературы в том числе исследовались особенности проявления аутоагрессивного поведения у подростков.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Аутоагрессия у подростков.К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями. Подростки, совершившие аутоагрессивное действие, чаще всего осознают (и не скрывают) тот факт, что они не планировали умирать. Они «всего лишь» хотели привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, или «просто» использовали этот способ для того, чтобы заглушить эмоциональные переживания физической болью.

  1. Возникновение аутоагрессивного

поведения у подростков

1.1. Понятиео возникновениях аутоагресивногоповедени

Аутоагрессивное поведение (суицидальное и парасуицидальное). Суицид считается наиболее опасной формой аутодеструктивного поведения. А.Е. Личко выделяет демонстративное, аффективное и истинное суицидальное поведение. Кроме того, существуют так называемые «ситуативные» суициды – самоубийства, которые происходят в ответ на внезапные критические жизненные ситуации, когда не справляются адаптационные защитные механизмы психики человека.Парасуицидальноеповедение – нанесения человеком самому себе телесных повреждений,порезов, царапин острыми предметамибез цели лишения себя жизни, связанное с мотивами самонаказания за реальные илимнимые проступки, с общей неудовлетворенностью собой и своей жизнью, с желанием облегчить душевную боль при  психологических травмах.

Аутоагрессия – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Одним из самых распространенных видов аутоагрессивного поведения среди подростков и молодых людей является нанесение себе порезов — чаще всего на запястьях. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении (пьянстве, алкоголизме, наркомании, рискованном сексуальном поведении, выборе экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующем поведении).Чаще всего наблюдается при параноидной шизофрении, иногда в форме самоповреждений, при исходных состояниях шизофрении и глубоком слабоумии.

1.2.Виды агрессивного поведения

 

  • Вербальная агрессия: выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Косвенная вербальная агрессия: обвинения или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях: — жалобы («А Вова меня стукнул!») — демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел!») — угрозы («Если не будешь меня слушать – я тебя ударю!»)
  • Прямая вербальная агрессия: оскорбления и вербальные формы унижения другого: — дразнилки («ябеда-корябеда») -обзывательства («дурак», «урод»)
  • Физическая агрессия: (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная физическая агрессия: принесение материального ущерба другому через непосредственные физические действия: — разрушение продуктов деятельности другого ребёнка (разрушить домик, построенный другим ребёнком) — уничтожение или порча чужих вещей (сломать чужую игрушку)
  • Прямая физическая агрессия: непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения (драка, кусание, царапанье, хватание за волосы и т.п.)
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
    Из форм враждебных реакций отмечаются:
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
    Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

1.3. Методы устранения аутоагрессивного поведения подростков

Помощь аутоагрессивномуподростку.Как можно помочь подростку с аутоагрессивным поведением? Действительно ли его следует лечить в психиатрическом стационаре? В большинстве случаев госпитализация не является обязательным условием – кроме случаев серьезной депрессии с суицидальным риском. Таким подросткам можно посоветовать пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении. Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) помогает восстановить контроль над своим состоянием. Основная проблема подростков, склонных к аутоагрессии, – низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. Аутоагрессивный подросток нуждается не в осуждении и высмеивании, а в понимании и помощи. Хорошо, если рядом с ним окажется друг – ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.Некоторым подросткам удается справиться со своей проблемой самостоятельно. Они прекращают регулярно наносить себе порезы, хотя – увы – в других областях жизни их эмоциональное неблагополучие может продолжать проявлять себя. Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке. Выразите искреннее беспокойство за него — но не сомнения в его психической полноценности. Не стыдите подростка и не осуждайте его поведение. Скажите о своем желании помочь, постарайтесь выслушать и понять проблемы этого подростка. Узнайте, есть ли у него представление о способах решения этих проблем и поделитесь своими мыслями, предложите помощь. Расскажите ему, что многие люди смогли отказаться от саморазрушающего поведения и научились преодолевать свою печаль или гнев. Обратите внимание подростка на его достоинства и сильные стороны. По возможности порекомендуйте ему обратиться за анонимной психологической помощью к квалифицированному специалисту.

2.1. Тестовые методы

После выявления склонностей детей даются рекомендации для родителей:

  1. Подросток, находящийся на грани самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

    2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

    3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

    4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

    5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

    6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, услышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причинить им такую боль?

    7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

  2. Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение подросткав.

Заключение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме о возникновении  аутоагрессивоного поведения у поростков а, так же разработка путей ее коррекции.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с агрессивными подростками — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей  личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями учеников.

Аутоагрессия у подростков.К сожалению, в переходном возрасте проблема эмоционального неблагополучия становится актуальной для многих подростков. В этот период их психическая организация крайне нестабильна и может характеризоваться повышенной тревожностью, раздражительностью, снижением настроения и трудностями контроля над эмоциями. Подростки, совершившие аутоагрессивное действие, чаще всего осознают (и не скрывают) тот факт, что они не планировали умирать. Они «всего лишь» хотели привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, или «просто» использовали этот способ для того, чтобы заглушить эмоциональные переживания физической болью.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *