Урок – путешествие (обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Газизова Гульзада

Цели:

Обучающие цели:

Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

Воспитывать умение работать в группах.

Воспитывать любовь к русскому  языку.

Оборудование:

Раздаточный материал.

Презентация “Игра-путешествие”.

Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

  1. Вводная часть

— Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”  (смотри слайд №3)

— Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

— Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

  1. Основная часть

— Наш поезд приближается к станции. Ее название — раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

  1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

— Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” — иллюстрация бабочки)

— На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

Загадки.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

— Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

— Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

  1. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

— Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

— Назовите способ образования слов.

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

  1. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

— Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

3 команда

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

  1. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

— Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

  1. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

— Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

  1. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд

Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

Изменение слов по падежам называется…?

Как называется изменение имен существительных?

Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Определите  часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

 

 

—  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

  1. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.

 

 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *